22:46 Собор Воскресения (г. Почеп) |
Собор Воскресения (г. Почеп) Освященный в 1765 г., Воскресенский собор если не своим обликом, то материалом - он построен из кирпича разобранного дворца Меншикова - "кровно" связан с древней историей города. Собор построен последним гетманом Украины Кириллом Григорьевичем Разумовским. Екатерина II ликвидировала вместе с автономией Украины гетманский титул, но пожаловала в качестве компенсации в вечное владение обширные земли в число которых входил и Почеп с его окрестностями. В память этих событий и был построен Воскресенский собор. По одной из легенд, иконостас почепского собора был перенечен из церкви с. Перово под Москвой, где, якобы, царевна Елизавета тайон венчалась с Алексеем Разумовским. Что же касается облика, то им город может гордиться: в облике собора запечатлены две эпохи развития отечественной архитектуры - русское барокко и классицизм. Архитектура собора - это прощальная песнь барокко и одновременно приветственный гимн зарождающемуся классицизму. Приятно сознавать, что один из первых образцов раннего русского классицизма находится в Почепе. План собора соответствует традиционной крестово-купольной системе. Он имеет форму вытянутого креста с закругленными апсидами по концам трех ветвей креста и прямоугольной трапезной. К последней примыкает квадратная паперть - нижний ярус колокольни, а к ней с запада - восьмигранное крыльцо с круглой лестницей на второй этаж. План с излюбленными барочными закруглениями в целом несет уже строгость и ясность классического характера. Но над этим планом создана объемная композиция, богатая сложной пластикой барочных архитектурных форм. К возвышающемуся крещатому объему храма примыкают три апсиды со скуфьями крыш и врезанными в их аттики круглыми люкарнами. Эти формы красиво соединяют апсиды с основным объемом и вырастающим из него центральным куполом. Последний невелик и занимает подчиненное положение пластичного перехода к двухсветному барабану с купольной крышей, увенчанной крохотным декоративным барабанчиком с крестом. Кроме этого, купол использован для создания эффектного типичного барочного венка из восьми люкарн с круглыми окнами в основании барабана. Внешний декор храма выдержан в стиле русского барокко. Прямые, входящие углы смягчены скруглением, выступающие углы - креповками и срезами. Фасады расчленены ионическими пилястрами, собранными в пучки по три-два полу-пилястра с наложенным на них третьим - с креповкой над ними антаблемента и вышестоящего аттика. Между пилястрами и в верхней части поле стены украшено филенками, в них вписаны окна: прямоугольные арочные и круглые. Над папертью и высоко над собором возвышается полная изящества стройная колокольня. Она состоит из четырех последовательно суживающихся ярусов, купола и высокого шпиля. В архитектуре колокольни проглядывается классицистическая ясность ее построения, четкое ограничение карнизами ярусов друг от друга, большая строгость в применении архитектурных ордеров, простота форм. Впоследствии, с постройкой рядом с собором дворца, эти новые качества архитектуры колокольни послужили хорошей связью с архитектурой дворца - архитектурой зрелого классицизма. Внешняя архитектура собора, органически соединившая два стилевых направления, чарует равновесием группировки масс, пластикой объемов и нарядностью декора. Интерьер собора эффектен свободно переливающимся пространством, архитектурным оформлением, кульминацией которого является превосходный трехярусный иконостас, композиция которого всецело принадлежит стилю барокко и напоминает блестящие работы Растрелли. Авторство проекта собора обычно приписывалось архитектору Деламоту. Ленинградским искусствоведом А.Ф. Крашенинниковым установлено, что автором проекта является Антонио Ринальди и что собор построен в начале 1760-х годов. Рядом с собором по проекту Деламота был выстроен в стиле классицизма дворец Разумовских. От него сохранилась небольшая часть, занимаемая районной библиотекой Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С. 61-66. Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга/Т-во "Образование". - М., 1914. - C. 53-56. - ( Культур. сокровища России, Вып. 8 ). История русского искусства. - . - М., 1960. - Т. 5. - С. 493. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. - Л., 1984. - С. 14. Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 119-121. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 427-432. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание города Мглина Черниговской губернии, в связи с церковно-археологическим обзором священных достопамятностей этого края со времени первоначального его заселения: С приложением ист. очерка местечка Почепа. - Киев, 1888. - С. 58. Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 179. Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 41-43. Немешаева Т. Звонить колоколам на Воскресенском//Брян. рабочий. - 1990. - 12 июня. Петухова Н. Вернуть памятнику красоту//Сел новь (Почеп,). - 1984. - 24, 27 нояб. Петухова Н. Обновленная красота//Брян. рабочий. - 1985. - 5 марта. Петухова Н. С возвращением, храм?…//Брян. известия. - 1992. - 5 янв. Симанкова О. Загадка храма Воскресения Господня//Брян. рабочий. - 1998. - 10 июля. - С. 17. Удалова Л. Немеркнущая красота//Брян. рабочий. - 1978. - 6 июля. Усов В. "Певучей силой камень окрылен"//Сел. Новь (Почеп.). - 1966. - 22 нояб. Черникова Е. Воскресенский собор в Почепе//Брян. время. - 1995. - Янв. (№1-2). - С. 19. |
|
Всего комментариев: 0 | |