22:51 Церковь Введения |
Церковь Введения Церковь Введения расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом, обращенным к пойме Десны, играет важную роль в городской панораме. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского (Петровского) монастыря, основанного еще во 2-й пол. 13 в. брянским князем Олегом Романовичем, похороненным здесь же ок. 1300 г. Возведена как соборный храм в 1702г. на средства брянских помещиков Ф.Е. и П.Е. Саловых, вместо прежней деревянной церкви. В 1814-17 гг. перестроены западное и северное крыльца; в 1826 г. тесовые кровли заменены железными; в 1832 г. к северному входу пристроен четырехколонный портик.В 1930 г. разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. В настоящее время памятник отреставрирован (архит. В.Н. Городков). Характерная для архитектуры Брянска рубежа 17-18 вв. церковь, формы которой еще тяготеют к стилю предшествующей эпохи. Относится к традиционному для 17 в. типу бесстолпного храма с трехчастным продольно-осевым построением и шатровой колокольней. В композиции господствует массивный кубический основной объем в два яруса с поясом декоративных закомар, завершенный пятью главами. Тяжеловесный алтарь имеет три слабо выраженных закругления апсид. Обширная прямоугольная трапезная с западной стороны заканчивается большой закрытой папертью, над которой возвышается колокольня. Кирпичный декор фасадов в целом повторяет московские образцы 17 в. В интерьере храма доминирует основное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Алтарь имеет лотковый свод, трапезная - полулотковый с распалубками над проемами, а разделенная продольными стенами на три помещения паперть - крестовый и коробовые своды. Первоначальные позднеакадемические по манере росписи основного объема выполнены в кон. 19 в., поновлены масляными красками во 2-й пол. 20 в.; тогда же полностью переписана живопись трапезной и алтаря. Колористическая гамма выдержана в темных холодных тонах - зеленоватых, серо-синих и глухих красных. Иконографическая программа включает такие распространенные в монументальной живописи 19 в. сцены, как "Нагорная проповедь" на западной стене, "Вход в Иерусалим" на южной и "Поклонение волхвов" на северной. Сборные иконостасы 19-20 вв. типичны для провинциальных храмов. Иконы написаны во 2-й пол. 20 в. В довольно архаичных для кон. 19 в. декоративных деталях главного иконостаса (головки ангелов и накладная резьба местного яруса) прослеживается отдаленное влияние позднего классицизма. Сохранилось паникадило 19 в. ГЛАВНОЙ СВЯТЫНЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ РАКА С МОЩАМИ ОЛЕГА БРЯНСКОГО. В ТРАПЕЗНОЙ И АЛТАРЕ ИМЕЮТСЯ РОСПИСИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВЯТОГО КНЯЗЯ. Блохин С.А. Опись делам Орловской духовной консистории по приказному столу//Труды Орлов. Учен. Архив. Комис. - 1890. - Вып. 2. - С. 19. Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С. 8. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908. - С. 641. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. - В 3 вып. - СПб., 1890-1897. - Вып. 1. - 1890. - С. 201-202. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - С. 36-52. Петров Н.И. Историко-археологический очерк г. Брянска, Орловской губернии и его отношений к Киеву. - Киев, 1901. - С. 26. Полозов В., Скидан В. Брянск 1000-летний. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. - С. 24. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 144-147. Холмогоров Г. Материалы для истории церквей Орловской епархии. Брянская десятина// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 1. - 1905. - С. 341-343. Немешаева Т. Обретение мощей Преподобного Олега Брянского состоялось во Введенской церкви//Брян. рабочий. - 1995. - 7 окт. Новицкий А. Архиепископ Мелхиседек: "Я убежден, что мы нашли наконец мощи Олега Брянского"//Брян. известия. - 1995. - 18 июля |
|
Всего комментариев: 0 | |