21:26 Проклятие буйному Стародубу |
Многовековая история города Стародуба насыщена различными событиями, которые происходили в этом городе или связаны с ним. Одним из интересных фактов в жизни этого древнего города является проклятие Стародуба, наложенное православной церковью. За что же город мог заслужить сей гнев? В XVII веке юго-западные районы Брянской области были присоединены к Украине. Верховная власть на Украине принадлежала гетману, гетманство в административном управлении делилось на территории полков. Стародубский полк был самым большим и богатым. Чем объяснялась его значимость? Все дело в том, что в XVII веке Стародуб становится крупнейшим из товарообменных пунктов между Москвой, Украиной и соседними государствами. В первую очередь здесь сбывается огромное по тому времени количество товаров и сырья местной промышленности — пенька, масло, мед, воск, меха, стекло и вина. За стародубской пенькой приезжают даже из Архангельска и Риги. Стародубские купцы проникают за Волгу на далекий Яик и вступают в торговые взаимоотношения с яицким казачеством. Московские, новгородские и архангельские купцы везут в Стародуб собольи меха, юфть (кожа рослого быка или коровы, выделанная на дегте), железо. Таким образом, значение Стародуба как богатого торгового города было известно во всех концах. Остатки тюремной крепости (наши дни) Стародубский полк состоял из девяти сотен: Стародубской, Погарской, Почепской, Мглинской, Топальской, Новозыбковской, Семеновской, Новгород-Северской и Бакланской. Стародубские полковники соединяли в одном лице военную и гражданскую власть. Однако, как это бывает у чиновников и ныне, полковники сплошь и рядом злоупотребляли этими правами, используя их лишь для своего обогащения. В 1666 году царь Алексей Михайлович дает городу Стародубу право на самоуправление, жалует и собственную судебную и административную власть. В обязанности Стародубского магистрата входило несение различных земельных повинностей и содержание квартировавших в Стародубе войск. А вот несение этих повинностей возлагалось магистратом на плечи крестьян тех поселений, которые еще не были отданы во владение церквей и казацкой верхушки. Такие села назывались магистратскими и для облегчения взыскания с них повинностей делились на волости. По произволу стародубских полковников, совсем не считавшихся с магистратом, эти села часто отдавали в пользование кому-нибудь из полкового управления. Так, например, случилось с селом Гарцево. Полковник Скоропадский, ставший впоследствии гетманом, отдал этот населенный пункт полковому обозному Дмитрию Журману. В итоге, у гарцевцев стало два хозяина: магистрат, бравший высокие поборы, и Журман, который старался обобрать до нитки. Работать на двух хозяев было не под силу. Селяне неоднократно протестовали, отказываясь платить поборы, за что подвергались жестокой расправе. За восстание в полковой церкви поп провозгласил проклятие буйному Стародубу на семь поколений Взятки, двойные поборы, безграничная власть над крестьянами тяжелым бременем лежали на плечах стародубцев и не раз толкали к выступлениям. Одно из таких волнений закончилось тяжелыми последствиями. Оно произошло в 1676 году. После его подавления архиепископ Лазарь Баранович посылает в Стародуб в 1677 году попа Стефана Шубу. За восстание поп в Николаевской полковой церкви провозгласил проклятие буйному Стародубу на семь поколений. В ту же ночь город был подожжен в двенадцати местах и почти весь сгорел, включая стены и башни старой крепости. Из шести церквей (Николы Рождества Христова, Рождества Богородицы, Рисположения, Воскресения, Вознесения и Михаила Архистратига) уцелели лишь три последних. Проклятие это действовало бы и поныне, если бы в 2003 году не было снято епископом Брянским и Севским Феофилактом, который отпустил Стародубу то, что ранее считалось столь тяжким грехом — неповиновение местной власти. © Павел Куницын ИА «Наш Брянск.ru», 2008. |
|
Всего комментариев: 0 | |