Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Статистика



Онлайн всего: 112
Гостей: 112
Пользователей: 0

Новости Брянск

Главная » 2010 » Февраль » 11 » Брянцы в Куликовской Битве
16:51
Брянцы в Куликовской Битве
В 1380 году ордынский военачальник-темник Мамай, понимая, что ему не видать ханского трона Золотой Орды (он не был потомком Чингисхана и поэтому не имел права на престол), решил основать новое ханство. Для этого, заручившись поддержкой нескольких татарских родов, некоторых кавказских племён и наняв итальянскую пехоту в городах-колониях итальянцев в Крыму, Мамай пошёл на Русь. Кроме того, союзниками Мамая стали великий литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег Иванович.
 Слабую и раздираемую междоусобицами страну Мамай хотел обратить в ислам, всех князей вместе с семьями их, да и вообще — непокорных — уничтожить и править единолично. Речь шла о том, чтобы обратить в фактическое рабство русских людей. Вызов завоевателя приняли московский князь Дмитрий Иванович и те, кто понимал, что судьба Родины и христианской веры важнее, чем клочок земли или очередной город под твоей властью. Так брянские князья из родов Рюрика и Гедимина встали под знамёна московского князя Дмитрия Донского.

Посольство Захария Тютчева к Мамаю
Миниатюра из Лицевого летописного свода. Москва, XVI век
 Ещё до начала исторической битвы проявили себя наши земляки. Перед нашествием в Москву прибыли послы Мамая, требуя выражения покорности и выплаты дани в непосильном размере. Дмитрий Иванович одарил послов и, в свою очередь, отправил к Мамаю с мирными переговорами своего представителя Захария Тютчева (чей род обоснуется на Брянской земле и чьим потомком будет великий русский поэт Федор Иванович Тютчев, по семейной
традиции тоже служивший дипломатом). Великий князь понимал, что переговоры ни к чему не приведут, но ему необходимо было выиграть время для сбора войск. Вместе с тем, в лице Тютчева в центр Орды послали искусного разведчика, который должен был выведать силы и намерения Мамая.
Именно Тютчев сообщил в Москву, что татары уже наступают и что у них новые союзники — Ягайло Литовский и Олег Рязанский, с которыми Мамай намерен соединиться на реке Оке первого сентября. Получив донесение Тютчева, Дмитрий Донской, чтобы не допустить соединения своих врагов, назначил сборным пунктом, вместо далёкой от татар Москвы, Коломну и послал ко всем ещё не подоспевшим князьям приказание спешить.
Благословение Дмитрия Донского преподобным Сергием Радонежским на Куликовскую битву

 
Горельеф московского храма Христа Спасателя. Скульптор А.В. Логановский, 1847-1849 гг. Фото А. Щербака. На горельефе слева направо изображены: монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, с иконой — преподобный Сергий Радонежский, коленопреклонён великий князь Дмитрий Донской, далее — воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец и князь Владимир Андреевич Храбрый. Обратите внимание на схимническую одежду Пересвета и Осляби
Готовясь к походу, Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев  монастырь. Для великого князя и прибывших с ним настоятель преподобный Сергий Радонежский устроил трапезу (обед за общим столом), во время которой спросил Дмитрия, все ли меры исчерпал князь для устранения кровопролития. И только после утвердительного ответа благословил Дмитрия. Вместе с тем, святой Сергий дал Дмитрию двух монахов: один звался Александр Пересвет, другой был братом его — Андреем-Родионом Ослябей. В прошлом Пересвет был брянским боярином, а Ослябя — любуцким (или, по другим источникам, тоже брянским). Пересвет и Ослябя, по словам летописца, считались опытными в военном деле людьми, умелыми полководцами. Однако в войско их отправили не за тем.
Перед походом святой Сергий возложил на братьев схиму — то есть вятил их в высшую степень монашеского отречения от мира. Схимник, хотя и живёт среди людей, но с обществом людей его ничего не связывает церковных должностей он не занимает — он как бы отшельник. Этот ход символизируется и особенной одеждой схимника — островерхим чёрным головным убором наподобие капюшона и чёрным плащом мантией. На лбу, груди и спине такой одежды нанесено изображение победоносного Креста Господня и слова из Святого Писания — Библии, призывающие Божественную помощь. Эта одежда является символическим духовным доспехом, хотя сшита из обычной ткани, а не выкована из железа На железные доспехи и не могли поменять это облачение Пересвет с Ослябей — так приказал им духовный отец. Преподобный Сергий онежский призвал братьев-монахов доказать, что Сила Божия одолеет человеческую. И схимонах Александр Пересвет доказал это в поединке с маевым воином Челубеем, или Темир-Мурзой.
С этого поединка началась Куликовская битва Челубей был очень удивлён (говорили, что многих бы не досчитались русские в своём войске, останься он жив). Татарский доспех того времени, как доказали археологи был не хуже западноевропейского рыцарского. Но воин в полотняной не испугался такого мощного врага, принял вызов и сразился. Уже том была победа Пересвета — над страхом и над простой житейской правдой, что враг сильнее. Пересвет не испугался — и сразил врага, а то, что сам погиб — это ничего, ведь он ещё до битвы предпочёл Небо земле, уйдя в монахи.

Поединок Александра Пересвета с Челубеем
Миниатюра Лицевого летописного свода. Москва, XVI век.
Иногда говорят, что, выйдя на поединок, Александр Пересвет якобы погубил свою душу, ведь монах не имеет права воевать и проливать кровь. Но Русская церковь провозгласила Александра Пересвета святым преподобномучеником, признав, что он принял мученичество за веру Христову и как преподобный исполнил монашеское послушание, которое возложил на него наставник — преподобный Сергий Радонежский. Брат Александра Пересвета, Андрей-Родион Ослябя по одним сведениям сложил голову на Куликовом поле, по другим — ещё какое-то время после битвы служил преподобному Сергию и князю Дмитрию Донскому. Похоронен он вместе с братом в московской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. И так же, как брат, является православным святым. До сих пор на могилу духовных витязей приходят паломники, в том числе и молодые брянские жители перед тем, как идти на военную службу.

Схема Куликовской битвы
8 сентября 1380 года
Ещё трое брянских князей из разных родов сражались в Куликовской битве . Воеводой в Великокняжеском или Большом полку  был  князь Глеб Иванович Брянский, из смоленской династии. Когда строй московской дружины Большого полка был Прорван, татары
дообрались до великокняжеского стяга и изрубили его, тогда подоспели Глеб Брянский и боярин Вельяминов с владимирской и суздальской дружинами и успели сомкнуть прорванную линию обороны Большого полка. Порядок был восстановлен и в центре татары были отбиты. На правом фланге русского войска пей Полоцкий и Дмитрий Брянский не только не поддались татарскому натиску, но смогли бы даже перейти в наступление. Однако князья Андрей и Дмитрий сдержали своих воинов, так как центр русских войск стоял неподвижно.
Когда наш Полк Левой руки начал подаваться назад, а Большой полк был разбит, запасной отряд русских конников Дмитрия Ольгердовича Брянского повернул свои ряды налево и закрыл на какое-то время образовавшуюся в русской обороне брешь. Тем не менее, в этот прорыв, желая зайти русским в тыл, устремилась масса татар. Но когда они поровнялись с рощей, где был спрятан Дмитрием Донским Засадный полк, свежие русские силы разметали захватчиков и начали наступление, завершившееся победой. Засадным полком командовали осаждавшие в прошлом 1379-м году Трубчевск князь Владимир Андреевич Храбрый, воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец, пришедший вместе с Ольгердовичами, и потомок Романа Брянского Роман II Михайлович.


Куликовская битва
Миниатюра Лицевого летописного свода. Москва, Шеек
 
  Куликовская битва воспета не только в русской летописи и в «Сказании о Мамаевом побоище», но и в поэме «Задонщина» (названной так потому, что русским воинам пришлось перейти реку Дон, чтобы сразиться с татарами и не отступить — река сдержала бы убегавших. Перейти Дон, к слову, посоветовали Дмитрию Донскому Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский). Одним из главных героев этих произведений стал вновь обретённый брат русских князей, брянский князь Дмитрий Ольгердович, воплотивший в себе все лучшие черты христианского рыцарства. Рыцарской же, окованной доспехами, изображена в «Задонщине» и брянская дружина.
Дмитрий Ольгердович говорит брату: «Брат Андрей, не пощадим жизни своей за землю Русскую, за веру христианскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича! Уже ведь, брат, стук стучит и гром гремит в каменном граде Москве. То ведь, брат, не стук стучит, не гром гремит, то стучит сильное войско великого князя Дмитрия Ивановича, гремят удальцы русские золочёными доспехами и червлёными (красными) щитами. Седлай, брат Андрей, своих борзых коней, а мои готовы — раньше твоих осёдланы. Выедем, брат, в чистое поле и посмотрим на свои полки, — сколько, брат, с нами храбрых литовцев. А храбрых литовцев с нами семьдесят тысяч латников». В «Сказании о Мамаевом побоище» находим объяснение, что это за «литовцы» — это были воины Северской, то есть Брянской, земли, хотя указанное их количество (семьдесят   тысяч)   явно преувеличено. И не только дружинники из наших краев помогали князьям — разведчиками Дмитрия Брянского, узнававшими, где враги, а где свои, были простые «мёдокормцы», сборщики меда из Северской земли.

  Русские латники XIV века. Русские доспехи и оружие времен Куликовской битвы Реконструкция из коллекции Брянского областного краеведческого музея




Категория: История Брянского края | Просмотров: 8945 | Добавил: witkom | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.