16:51 Брянцы в Куликовской Битве |
В 1380 году ордынский военачальник-темник Мамай, понимая, что ему не видать ханского трона Золотой Орды (он не был потомком Чингисхана и поэтому не имел права на престол), решил основать новое ханство. Для этого, заручившись поддержкой нескольких татарских родов, некоторых кавказских племён и наняв итальянскую пехоту в городах-колониях итальянцев в Крыму, Мамай пошёл на Русь. Кроме того, союзниками Мамая стали великий литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег Иванович. Слабую и раздираемую междоусобицами страну Мамай хотел обратить в ислам, всех князей вместе с семьями их, да и вообще — непокорных — уничтожить и править единолично. Речь шла о том, чтобы обратить в фактическое рабство русских людей. Вызов завоевателя приняли московский князь Дмитрий Иванович и те, кто понимал, что судьба Родины и христианской веры важнее, чем клочок земли или очередной город под твоей властью. Так брянские князья из родов Рюрика и Гедимина встали под знамёна московского князя Дмитрия Донского. Посольство Захария Тютчева к Мамаю Миниатюра из Лицевого летописного свода. Москва, XVI век традиции тоже служивший дипломатом). Великий князь понимал, что переговоры ни к чему не приведут, но ему необходимо было выиграть время для сбора войск. Вместе с тем, в лице Тютчева в центр Орды послали искусного разведчика, который должен был выведать силы и намерения Мамая. Именно Тютчев сообщил в Москву, что татары уже наступают и что у них новые союзники — Ягайло Литовский и Олег Рязанский, с которыми Мамай намерен соединиться на реке Оке первого сентября. Получив донесение Тютчева, Дмитрий Донской, чтобы не допустить соединения своих врагов, назначил сборным пунктом, вместо далёкой от татар Москвы, Коломну и послал ко всем ещё не подоспевшим князьям приказание спешить. Благословение Дмитрия Донского преподобным Сергием Радонежским на Куликовскую битву Горельеф московского храма Христа Спасателя. Скульптор А.В. Логановский, 1847-1849 гг. Фото А. Щербака. На горельефе слева направо изображены: монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, с иконой — преподобный Сергий Радонежский, коленопреклонён великий князь Дмитрий Донской, далее — воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец и князь Владимир Андреевич Храбрый. Обратите внимание на схимническую одежду Пересвета и Осляби Перед походом святой Сергий возложил на братьев схиму — то есть вятил их в высшую степень монашеского отречения от мира. Схимник, хотя и живёт среди людей, но с обществом людей его ничего не связывает церковных должностей он не занимает — он как бы отшельник. Этот ход символизируется и особенной одеждой схимника — островерхим чёрным головным убором наподобие капюшона и чёрным плащом мантией. На лбу, груди и спине такой одежды нанесено изображение победоносного Креста Господня и слова из Святого Писания — Библии, призывающие Божественную помощь. Эта одежда является символическим духовным доспехом, хотя сшита из обычной ткани, а не выкована из железа На железные доспехи и не могли поменять это облачение Пересвет с Ослябей — так приказал им духовный отец. Преподобный Сергий онежский призвал братьев-монахов доказать, что Сила Божия одолеет человеческую. И схимонах Александр Пересвет доказал это в поединке с маевым воином Челубеем, или Темир-Мурзой. С этого поединка началась Куликовская битва Челубей был очень удивлён (говорили, что многих бы не досчитались русские в своём войске, останься он жив). Татарский доспех того времени, как доказали археологи был не хуже западноевропейского рыцарского. Но воин в полотняной не испугался такого мощного врага, принял вызов и сразился. Уже том была победа Пересвета — над страхом и над простой житейской правдой, что враг сильнее. Пересвет не испугался — и сразил врага, а то, что сам погиб — это ничего, ведь он ещё до битвы предпочёл Небо земле, уйдя в монахи. Поединок Александра Пересвета с Челубеем Миниатюра Лицевого летописного свода. Москва, XVI век. Схема Куликовской битвы 8 сентября 1380 года дообрались до великокняжеского стяга и изрубили его, тогда подоспели Глеб Брянский и боярин Вельяминов с владимирской и суздальской дружинами и успели сомкнуть прорванную линию обороны Большого полка. Порядок был восстановлен и в центре татары были отбиты. На правом фланге русского войска пей Полоцкий и Дмитрий Брянский не только не поддались татарскому натиску, но смогли бы даже перейти в наступление. Однако князья Андрей и Дмитрий сдержали своих воинов, так как центр русских войск стоял неподвижно. Когда наш Полк Левой руки начал подаваться назад, а Большой полк был разбит, запасной отряд русских конников Дмитрия Ольгердовича Брянского повернул свои ряды налево и закрыл на какое-то время образовавшуюся в русской обороне брешь. Тем не менее, в этот прорыв, желая зайти русским в тыл, устремилась масса татар. Но когда они поровнялись с рощей, где был спрятан Дмитрием Донским Засадный полк, свежие русские силы разметали захватчиков и начали наступление, завершившееся победой. Засадным полком командовали осаждавшие в прошлом 1379-м году Трубчевск князь Владимир Андреевич Храбрый, воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец, пришедший вместе с Ольгердовичами, и потомок Романа Брянского Роман II Михайлович. Куликовская битва Миниатюра Лицевого летописного свода. Москва, Шеек Куликовская битва воспета не только в русской летописи и в «Сказании о Мамаевом побоище», но и в поэме «Задонщина» (названной так потому, что русским воинам пришлось перейти реку Дон, чтобы сразиться с татарами и не отступить — река сдержала бы убегавших. Перейти Дон, к слову, посоветовали Дмитрию Донскому Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский). Одним из главных героев этих произведений стал вновь обретённый брат русских князей, брянский князь Дмитрий Ольгердович, воплотивший в себе все лучшие черты христианского рыцарства. Рыцарской же, окованной доспехами, изображена в «Задонщине» и брянская дружина. Дмитрий Ольгердович говорит брату: «Брат Андрей, не пощадим жизни своей за землю Русскую, за веру христианскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича! Уже ведь, брат, стук стучит и гром гремит в каменном граде Москве. То ведь, брат, не стук стучит, не гром гремит, то стучит сильное войско великого князя Дмитрия Ивановича, гремят удальцы русские золочёными доспехами и червлёными (красными) щитами. Седлай, брат Андрей, своих борзых коней, а мои готовы — раньше твоих осёдланы. Выедем, брат, в чистое поле и посмотрим на свои полки, — сколько, брат, с нами храбрых литовцев. А храбрых литовцев с нами семьдесят тысяч латников». В «Сказании о Мамаевом побоище» находим объяснение, что это за «литовцы» — это были воины Северской, то есть Брянской, земли, хотя указанное их количество (семьдесят тысяч) явно преувеличено. И не только дружинники из наших краев помогали князьям — разведчиками Дмитрия Брянского, узнававшими, где враги, а где свои, были простые «мёдокормцы», сборщики меда из Северской земли. Русские латники XIV века. Русские доспехи и оружие времен Куликовской битвы Реконструкция из коллекции Брянского областного краеведческого музея |
|
Всего комментариев: 0 | |