21:16 Брянск на защите рубежей XIVв |
Считается, что русские впервые познакомились с пороховой миной именно при осаде Стародуба. Позже подросший Иван Грозный применит вражеское изобретение, штурмуя Казань. Вскоре крепостные сооружения Почепа и Стародуба были восстановлены. Польско-литовские власти, получается, недооценили прочность русской власти и мужество русских людей. Чтобы уберечь Московскую Русь от набегов крымских татар, в 1540-х годах началось строительство Большой засечной черты, укреплений по линии Пронск — Михайлов — Зарайск — Тула — Одоев — Белев — Козельск — Карачев — Мценск. Укрепления черты состояли из лесных завалов-засек, а в безлесных местах — из частоколов, надолбов и земляных валов. В постоянной боевой готовности стояли на этом рубеже русские полки. Русские ратники в тегиляях и железных шапках Тегиляй — это матерчатый доспех XVI—XVII вв. Он представлял собой стеганый кафтан из сукна с толстой подкладкой из пеньки или ваты. Иногда в подкладку тегиляя зашивались кусочки железа. Небогатые воины носили такие кафтаны вместо доспехов. Обратите внимание: на немецкой гравюре, изображающей битву с татарами (мы поместили эту гравюру выше), севрюки одеты именно в стеганые тегляи.Одним из важных пограничных пунктов стал Брянск, начальником отряда в котором был князь Борис Васильевич Серебряный. Много позже, благодаря роману нашего великого земляка графа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», эта фамилия станет символом настоящего благородства, любви к родине, верности, но не раболепства перед государем, бесстрашия перед сильными мира сего и перед внешним врагом. Русские воеводы в шлемах, называвшихся «ерихонскими шапками» в память о библейском полководце Иисусе Навине, взявшем штурмом ближневосточный город Иерихон. Такие шлемы изготавливались из прочной булатной стали и украшались узором из золота и серебраПо приказу московских государей северские жители отправлялись в далекие походы, оставляя подчас родную землю без защиты. В 1555 году в походе русских на Крымскую орду участвовали северские полки под началом почепского наместника Игнатия Борисовича Блудово. Когда же в 1563 году наши воины сражались с поляками, ливонцами и шведами в Прибалтике, войско литовцев, запорожских казаков и белгородских татар во главе с князем Михаилом Вишневецким напало на Северскую землю. Многие деревни и села были разорены, а город Радогош в который раз сожжён. После этого разорения Радогоща горожане разбежались, и на месте прежнего поселения долго оставалось одно пепелище. Вновь возникший, спустя время, город носил уже имя Погара, то есть погорелого. Похожие истории были тогда уже в порядке вещей — так, в 1565 году поляки оршанского старосты Филона Кмиты сожгли Почеп и разорили окрестности Стародуба. Только постоянная военная угроза заставила московское правительство усилить гарнизоны Стародуба, Брянска и Карачева. Польский легковооруженный и тяжеловооруженный всадники XVI века Тем не менее, в 1579 году польско-литовское войско во главе с князем Константином Острожским (между прочим, стойким защитником православия в Литве и покровителем первопечатника Ивана Федорова, напечатавшего в замке князя Константина, Остроге, полный текст славянской Библии) приходило к Стародубу, Почепу и Радогощу и грабило городские волости. Поздней осенью 1580 года польско-литовское войско вновь сожгло посад Стародуба, напало на Почеп и ограбило Северскую землю. В следующем году Трубчевск был жестоко разорён отрядами пана Михаила Вишневецкого, чей род происходил из разорённого города. Наши земляки непрерывно сражались всё XVI столетие. Образ се-верского жителя, севрюка — сурового воина, строителя и землепашца, возрождающего из пепла родные города, сёла и поля, часто встречается на страницах летописей и документов русских, польских, крымских. Удивительный обычай зародился в ту пору в Свенском монастыре. В 1558 году в монахи там постригался дворянин Иосиф Неёлов. Вкладом в монастырскую казну нового монаха были боевые кони, войсковая упряжь и оружие, что красноречиво указывает на прежнее его занятие. И это не единственный случай — брянские дворяне-воины Трубецкие, Воротынские, Мстиславские, Серебряные, Масальские, Похвисневы, Бахтины, Тютчевы, Алымовы и другие так часто передавали Свенскому монастырю свои доспехи и оружие, что в 1750 году церковное начальство предписало сдать воинские реликвии на Брянский арсенал. Оружие среди православных святынь. Гравюра XIX века Монах Иосиф Неёлов, позже ставший настоятелем монастыря, проявил свой воинский характер в одной отчаянной ситуации. В 1582 году был подписан очередной мирный договор России с Речью Посполитой в Яме Запольном. Однако, спустя десять дней, литовский отряд Яна Оршевского неожиданно напал на Брянск, сжёг город и увёл в плен брянских воевод Лыкова и Тютчева. Особенно пострадал Свенский монастырь: монастырские деревянные здания, иконы, книги, облачения священников, священные сосуды, казну, жалованные грамоты на землю и крепостные грамоты крестьян литовцы сожгли или разграбили. Игумен и монастырская братия через подземный ход бежали в лес. Им удалось спасти только чудотворную Свенскую икону Божией Матери. Свенская-Печерская икона Божией Матери Список XVI века. Государственный Русский музей в Санкт-ПетербургеЦерковь во имя святых Антония и Феодосия Печерских, выстроенная в Свенском монастыре по приказу царя Ивана Грозного. Начато строительство 19 мая 1566 г. Взорвана в 1930-х годах. Фото начала XX векаИ хотя севрюки совершили ответный набег, вернули воевод, да и мир с поляками и литовцами был возобновлён, Свенский монастырь представлял собой пепелище — сгорели все деревянные постройки. И вот монах Иосиф Неёлов написал челобитную грозному царю Ивану Васильевичу, а на свои средства отстроил в первую очередь монастырскую больницу. Иван Грозный ещё в 1560 году внёс первый вклад в развитие монастыря. В том году умерла его любимая первая супруга Анастасия Романовна, и царь пожертвовал Свенской обители 40 рублей (тогда боевой конь стоил 15 рублей). Следующее пожалование набожного царя составило 650 рублей, шесть икон в ценных окладах, 27 книг церковного содержания и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от налогов. Для каменной колокольни Иван Грозный подарил два колокола в 40 и 200 пудов. В 1578 году был построен Успенский собор монастыря, возведённый тверским мастером Гавриилом Дмитриевичем Маковым. В 1583 году Иван Грозный повелел взять Свенскую икону в свой царский дом, где распорядился сделать для неё золотой венец-корону, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Икона была возвращена монастырю вместе с другими богатыми дарами. Царь всея Руси Иван IVВасильевич Грозный (1533-1584 гг.) Реконструкция по черепу М.М. Герасимова. Гравюры, созданные современниками русского царя (Нюрнберг, Германия, и Венская публичная библиотека)Воинский и богословский идеал, столь характерный для Северской земли, нашёл воплощение в сочинениях замечательного русского писателя XVI века Ивана Семеновича Пересветова. Дворяне Пересветовы жили з Брянском уезде. Предками своими Пересветов называл Пересвета и Ослябю (у Андрея-Родиона Осляби действительно был сын Яков). Вот что говорит он в своей челобитной: «А я, государь, прибыл с этими изречениями из Литвы, — уже исполнилось этому одиннадцать лет, — чтобы служить тебе, государь, благоверному и верному великому царю, памятуя о своих предках и прадедах, как служили они верою великим государям князьям русским, твоим предкам: Пересвет и Ослябя, в чернецах и схиме, по благословению Сергия-чудотворца при князе великом Дмитрии Ивановиче приняли страдания на Донском побоище и головы свои сложили за веру христианскую, святые церкви, за честь государя. И я, холоп твой, для того же прибыл в твое распоряжение, чтобы с божьей помощью во всем, государь, служить тебе верно». Значит, мы вполне можем считать этого человека, «идеолога опричнины», своим земляком. Смолоду Иван Пересветов был воином, служил в 1520-х — 1530-х годах разным европейским государям. В 1538 году он приехал в Москву, где пытался наладить оружейное производство по европейским образцам. Намучившись от произвола бояр, Пересветов всю свою горечь, весь жизненный и духовный опыт изложил в томике сочинений, который в 1549 году передал молодому царю Ивану Грозному. «Но пожалованное тобой, государь, поместье опустошили притеснениями сильные люди, а я к тебе, государь, благоверному царю, подступиться не могу, пожаловаться на них. Да и добро, государь, я растратил, что с собою привёз из королевств: всё пропало за притеснениями и судебными волокитами. Служу я твою государеву службу: из Москвы — на службу, а со службы — в Москву, а в пожалованном тобой, государь, поместье враги и часу не дают пожить. Не любят, государь, нас, людей приезжих. И вот, государь, от притеснений и судебных волокит наг я, бос и пеш. Служил я, государь, трём королям, а таких притеснений ни в одном королевстве не видал». Пересветов исчез со страниц истории, но его идеи (создание постоянного стрелецкого войска, усмирение боярского произвола, строгость к чиновникам и опора царя на дворян-воинов) нашли воплощение в политике Ивана IV. Царь этот и «Грозным» стал по слову Пересветова, писавшего: «Нельзя царю без грозы быть: как конь без узды, так и царство без грозы». Важнейшие выводы, содержавшиеся в его трудах, — власть царя не должна зависеть от общества, иначе государство развалится, мудрый царь будет спасением и для других народов, царская власть должна беспощадно расправляться со своими противниками: «От великой грозы твоей мудрости как от сна проснутся царские лукавые судьи, чтобы устыдиться своих лукавых дел, и сами на себя будут удивляться, что обирали без счёта. <...> Ты, грозный и мудрый государь, приведёшь к покаянию грешников, введёшь в своё царство справедливость, а богу воздашь сердечную радость». О товарищах же воинах, ливших кровь чужую и свою в дальних походах и на пограничье, забывавших ради служебного долга дом и семью, Иван Пересветов писал: «Если волю Божию исполняем, то Бог любит воинство, и если кого-то из нас в битве убьют, то мы грехи свои кровью омываем, и такими чистыми воинами небесные высоты наполняются». Брянский край ещё долго оставался яблоком раздора между Россией и Польшей. Последний русский царь из рода Рюриковичей Фёдор Иоаннович в мирной грамоте 1591 года предостерегал поляков от набегов на город Брянск с волостями. В 1602 году царь Борис Годунов установил точную границу с Польшей, для чего от Брянска были посланы князь Василий Андреевич Звенигородский и чиновник Григорий Микулин, позже служивший русским послом в Лондоне и, по всей видимости, знавший лорда-канцлера и великого философа сэра Френсиса Бэкона и, возможно, Вильяма Шекспира. Григорий Иванович Микулин, посол русского царя в Лондоне Несмотря на постоянную военную угрозу, в Брянском крае росли города, храмы, монастыри. Так, в одном только Брянске к концу XVI века было четыре монастыря: Петропавловский, Спасо-Поликарпов, Воскресенский женский и Предтечев-Песоцкий за Десной. К тем же временам относится основание таких известных по Руси обителей, как Спасо-Чолнский монастырь под Трубчевском или Николо-Одринский монастырь под Карачевом. В Карачеве же появился преподобный Тихон, чья жизнь своеобразно отразила те неспокойные годы. В поисках уединения, попробовав и монастырской жизни, и отшельничества в лесной землянке, будучи уже настоятелем Карачевского Воскресенского монастыря, Тихон поселился в столпе-башенке, пристроенной ко второму этажу деревянного храма. Под рукою у святого был колокол, и, завидев с высоты приближавшихся к городу татар, батюшка Тихон звонил в колокол, предупреждая горожан и воинов.Англия, начало XVII века Карачевская церковь Воскресения Христова на Бережке, выстроенная в конце XVII века на месте деревянного храма, в котором служил преподобный Тихон Карачевский. Башенка пристроена к каменному храму в память о той башенке, в которой жил в уединении батюшка Тихон и с которой предупреждал карачевцев о татарских набегах. Фото середины XX векаВозможно, в память о веке воинов и монахов в Брянском крае напи-:ал граф Алексей Константинович Толстой эти замечательные стихи: А там, едва заметная, Меж сосен и дубов, Во мгле стоит заветная Обитель чернецов. Монахи с верой пламенной Во тьму вперили взор, Вокруг твердыни каменной Ведут ночной дозор. Среди мечей зазубренных. В священных стихарях, Ив панцирях изрубленных. Ив шлемах, и в тафьях, Всю ночь они морозную До утренней поры Рукою держат грозною Кресты иль топоры. п |
|
Всего комментариев: 0 | |