11:52 Брянск под властью смоленских князей начало XIVв |
С воцарением на брянском престоле смоленских князей наш край погрузился в чреду кровавых междоусобиц, в которых с удовольствием участвовали и внешние враги Руси. В начале 1300-х годов в Брянск из Смоленска прибыл новый князь Василий Александрович (правнук Ростислава Мстиславича, умер в 1314 г.). Появился этот потомок Мономаха у нас, как полагал ещё в XIX веке Д.И. Иловайский, «с соизволения Золотой Орды», обеспокоенной усилением Брянска при Романе Михайловиче. Первые годы Василий ничем особенным себя не проявил. Но вот в 1309 году его прогнал из Брянска дядя Святослав Глебович, и Василий отправился жаловаться в Золотую Орду. Татары были рады возможности пограбить Брянск, до которого ещё ни разу не добирались. Теперь сам брянский князь отдавал свой город на разорение чужеземцам. Борьба закончилась гибелью Святослава и возвращением Брянска князем Василием себе при помощи татар и измены брянцев, которые «выдаша князя Святослава , повергши стяги своя бежаша». Весной 1310 года у Брянска, впервые в истории города, появились татарские полчища. В это время здесь гостил митрополит всея Руси Пётр, подвижник, иконописец, первым из русских митрополитов поселившийся в Москве и превративший этот город в церковный центр Руси. Святитель Пётр, митрополит Московский Рисунок В.М. Васнецова, 1880-е годы Святослав с дружиной и брянским ополчением 2 апреля 1310 года вышел из городских ворот и дал татарам сражение. В разгар битвы, когда схватка перешла в рукопашную, брянские ополченцы бросили князя Святослава и бежали под защиту городских стен. Летописец назвал за это брянцев «крамольниками», то есть мятежниками и злодеями. Прискорбно, но именно с такой характеристикой слово «брянцы» впервые прозвучало в русской летописи. Однако война Василия со Святославом была для брянцев чужой войной, ведь своими природными князьями они считали потомков Романа Брянского. Князя Святослава Глебовича не смутила измена жителей города, хотя он остался на поле боя только со своей дружиной и придворными. Князь и верные ему люди дрались с татарами до последнего и погибли героями. А победители-татары ворвались в Брянск и принялись разорять город — измена князю не избавила горожан от грабежа и побоища. Только православные храмы уцелели — их под страхом смерти запрещали трогать сами ордынские ханы, понимавшие, что оскорбление чувств верующих может активизировать сопротивление захватчикам. В одном из храмов укрылся тогда и митрополит Пётр. Вероятно, тот храм стоял на месте теперешней Горне-Никольской церкви на Арсенальской улице Брянска. Прежде, в память о событиях 1310 года и пребывании у нас святителя Петра, улица эта называлась Петровской горой. Святитель Петр, митрополит Московский Однако потомок святого Михаила Черниговского и родственник Романа Брянского правил еще в Карачеве. И вот князь Василий с татарами напал на Карачев, убил тамошнего князя Святослава Мстиславича и разорил город. Утолив жажду крови, князь Василий утвердился в Брянске, где и умер в 1314 году. Петровская гора и Горне-Никольская церковь. По мнению краеведов, именно здесь, перед храмом, собиралось в XIV веке Брянское вече После этих событий князья в Брянске стали меняться, как в калейдоскопе, но, тем не менее, все правители княжества вплоть до 1350-х годов происходили из смоленской династии. Хотя прежний авторитет Брянского княжества было не вернуть, Брянск всё увереннее играл роль «моста» между Южной и Северной Русью, а после 1321 года — между Великим княжеством Литовским, Москвой и Рязанью. Через Брянск шёл и самый короткий путь из Москвы в Константинополь-Царьград. Константинопольским императору и патриарху была подчинена Русская церковь, из Царьграда назначали на Русь митрополитов. В Брянской земле в 1321 г. нашёл убежище луцкий князь Лев Юрьевич — его княжество захватили войска Любарта Гедиминовича Литовского (к тому времени литовцы вновь объединились и возродили свою государственность). Впрочем, в том же году Лев погиб в сражении с литовцами на реке Ирпень. В этой решающей схватке за власть над Киевом участвовали также и брянские князья Святослав и Василий. Битва была проиграна русскими, древняя столица Руси перешла под власть Литвы, а последний киевский князь из династии Рюриковичей — Станислав — бежал в Брянск. Эти сведения, однако, не следует считать строго установленными — ещё в конце XIX века один из крупнейших историков Украины В.Б. Антонович (1834-1908 гг.) доказал, что рассказ о походе Гедимина в 1320-1321 годах на Луцк и Киев и завоевании этих областей относится к области исторических легенд и был записан в литовско-русских хрониках уже в XVI веке. В 1334 году смоленского князя Дмитрия Романовича изгнал в Брянск родственник, и брянцам снова пришлось участвовать в чужой междоусобице. Дмитрию не удалось вернуть Смоленск, а чуть позже он потерял и Брянск, откуда его выгнал ещё один родственник — Глеб Святославич, сын погибшего в схватке с татарами у брянских стен князя. Но здесь терпение горожан лопнуло, и на арену политической борьбы вышло народное собрание-вече, такое же, как в Новгороде, а в чём-то и пожёстче новгородского. Чем Глеб Святославич разозлил брянцев — летопись не сообщает, однако 6 декабря 1340 года, в Николин день, вече восстало против князя. В это время в Брянске остановился проездом митрополит всея Руси Феогност, человек опытный, умевший успокоить даже новгородское вече. Однако брянцев владыка утихомирить не смог — те выволокли князя из церкви, в которой Глеб Святославич искал убежище, и убили. В город вернулся Дмитрий Романович, который, год спустя, выдал дочь замуж за сына Ивана Калиты и отца Дмитрия Донского, будущего московского князя Ивана Красного. Когда Брянское вече вновь появилось на страницах летописи, оно решило судьбу города не в пользу Москвы. Произошло это так. Великий князь литовский Витень (Витенас, 1295-1316 гг.) в начале XIV века возродил мощное Литовское государство, территориально прираставшее за счёт русских земель. Его преемник Гедимин (по одним сведениям, сын, по другим — брат, по третьим — вообще не родственник Витеня) активно вмешивался в русские княжеские междоусобицы, был союзником Пскова и Новгорода в борьбе с немецкими рыцарями, дружил с тверскими князьями. Литовский князь три раза был женат, и из этих трёх жён две последние были православными. Одну из них звали Ольгой и её имя сохранилось в имени наследника трона великого литовского князя сына Ольгерда Гедиминовича, ещё настойчивее входившего в русскую политику. |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |