13:46 Брянская епископская кафедра |
Лишь одно учреждение князя Романа Брянского Старого пережило независимость Брянского княжества — православная епископская кафедра. Мы помним, что князь Роман перевёз в Брянск из разорённого Чернигова православного епископа, выстроил для владыки и народа собор — судя по названию позднейших соборов, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Именно это сделало Брянск едва ли не большим из всех городов Северской земли и главным городом в церковном управлении. Брянская кафедра служила как бы продолжением древней епис-копии Черниговской, основанной ещё в 992 году. К середине XIV века епископов стали посвящать прямо в Брянске. Летопись называет их либо епископами Черниговскими и Брянскими, либо только Брянскими. Из Брянских епископов известно восемь. Владыка Павел (1332 г.), Иоанн, на поставление которого 19 ноября 1335 года приезжал в Брянск митрополит всея Руси Феогност вместе с пятью русскими епископами (значит, Брянск послужил местом проведения малого архиерейского, то есть епископского, собора Русской церкви). В 1354 году на посвящение брянского епископа Нафанаила в город приехал великий деятель русского православия, митрополит всея Руси Алексий, святитель Московский (скончался в 1378 г.). Это имя связано родством с нашей землей, так как его отцом был чернигово-брянский боярин Фёдор Бяконт, переехавший в своё время в Москву. Трудно переоценить роль святителя Алексия для русской истории. Когда практически вся великокняжеская семья в Москве вымерла от чумы (в живых остался только десятилетний мальчик, будущий Дмитрий Донской), митрополит Алексий взял в свои руки правление государством и сделал для возвышения Москвы больше, чем многие князья. Его авторитет был высок и в Литве, и в Византии, и в Орде. Митрополит Алексий возродил множество храмов и монастырей, молитвой исцелял больных, в том числе не православных —, например, ханшу Золотой Орды Тайдулу вылечил от слепоты. Святитель провёл очень серьёзную богослужебную реформу, не вызвав и намёка на протест среди прихожан и священников, что, как показывает история Русской церкви, очень сложно сделать. В память о посещении Брянска столь замечательным человеком Святитель Алексий, митрополит Московский Икона работы Дионисия, начало XVI века — и православным святым — нижний тёплый (то есть отапливаемый) храм Покровской церкви на Покровской горе ещё в XVII веке был освящён во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Однако вернёмся к брянским епископам. После того, как в 1386 г. литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, началось объединение Литовского государства с Польшей. На основе заключённых при этом соглашений литовцы от язычества стали массово переходить в католическую ветвь христианства, тогда же начинаются притеснения православных. Вот почему оставшиеся брянские владыки упоминаются в летописи главным образом в связи с их уходом от католических гонений в Москву: в 1409 году ушёл епископ Исаакий, в 1445-м — Евфимий, в 1473-м — Фёодор. Предпоследним брянским епископом был Нектарий, а последним — Иона, захваченный москвичами, штурмовавшими Брянск в 1500 году и увезённый в Москву. Памятником пребыванию в Брянске епископской кафедры служит церковь Спасо-Преображения, что на владычних гробах (или, проще, Спасо-Гробовская). Храм, выстроенный в 1904 году замечательным брянским архитектором А.Н. Лебедевым (1858-1933 гг.) на средства известных благотворителей братьев С.С. и П.С. Могилевцевых, заменил собой известную еще с XIV века церковь, в крипте-подвале которой хоронили брянских епископов. Сейчас места захоронений брянских владык нам неизвестны. Брянский храм Спасо-Преображения на владычних гробах Современный вид |
|
Всего комментариев: 0 | |