Наш Карачев - Информационный портал города и области

Поиск

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Статистика



Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Новости Брянск

Главная » 2010 » Февраль » 16 » Брянские земли в составе Речи Посполитой и войнах Богдана Хмельницкого
17:40
Брянские земли в составе Речи Посполитой и войнах Богдана Хмельницкого
Как уже отмечалось, по мирному договору с Речью Посполитой 1618 года в польское подданство перешли Стародуб, Почеп, Трубчевск, Попова Гора, Погар, Мглин и ещё некоторое количество поселений нашего края. Все они были включены польским правительством в состав Стародубско-го повета Смоленского воеводства, которым распоряжался сам королевич Владислав, приглашённый в 1611 году боярами на московский престол.
Земли, доставшиеся Речи Посполитой, были не менее разорены, чем сохранившие московское подданство. Например, Мглин отстроили только в 1620-х годах. Тем не менее, поляки принялись энергично заселять доставшуюся им область, привлекая сюда переселенцев обещаниями разного рода льгот. Такая политика имела успех, и за время польского владычества в Северской земле возникло около 300 новых поселений.
В начале 1620 года королевские комиссары провели ревизию вновь приобретенных Польшей замков и распределили земельные наделы между переехавшими в наши края польскими шляхтичами. Земли в окрестностях Стародуба, например, получили поляки Николай Абрамович (который владел также Мглином и округой), Александр Пясочинский. Ян Куницкий, Кшиштоф Фащ и другие.

  
Мглин
Изображение с карты XVIII века
Многие русские дворяне также сохранили за собой поместья, как. например, стародубские дети боярские Рубцы и Бороздна. Половит' Трубчевского уезда получил в 1621 году от польского короля боярин князь Юрий Никитич Трубецкой, законный наследник Трубчевска, перешедший в католичество и обласканный поляками. Юрий Никитич и его сын Пётр верой и правдой служили польским королям, боролись с казацкими восстаниями, преследовали православие в своих землях. Тогда трубчевский Свято-Троицкий собор, где находится родовая усыпальница Трубецких, приобрёл черты католического храма-костела. Справедливости ради надо сказать, что когда Трубчевск вернулся в подданство русского царя, внук Юрия Никитича, князь Юрий Петрович Трубецкой , перешёл в православие и уехал в Москву.
Вторая половина Трубчевска и уезда принадлежала непосредственно польскому королю, и здесь селились переехавшие из Речи Посполитой шляхтичи и горожане. Один из таких шляхтичей, П. Салтык, выстроил в Трубчевске, неподалеку от Троицкого собора, католический храм (1640-1645 гг.), который после возвращения города России был переделан в православную церковь во имя Преображения Господня, но сохранил в народе прозвище «костёл».

Развалины «костела» в Трубчевске
Для защиты границ с Московским государством польское правительство организовало в Стародубском повете несколько отрядов-хоругвей реестровых (то есть записанных в официальный реестр-список служилых, давших королю присягу и получающих жалование) казаков, Стародубская хоругвь состояла из 100 всадников, Почепская — из 50, Мглинская — из 100, а Трубчевская — из 30. По-славянски «хоругвь» означает ещё и знамя, и вот стародубские казаки от польского короля Сигизмунда III Вазы получили красную хоругвь с голубым крестом на ней.

Польский король Сигизмунд III Ваза
Художник Я. Матейко, XIX век
Кроме новой военной организации в Стародубском повете поляки ввели европейскую форму городского самоуправления, которую в документах называют «магдебургским правом». Стародубу, например, такое право было даровано королем Сигизмундом III 17 февраля 1620 года. Суть нового самоуправления сводилась к тому, что горожане не обязаны были подчиняться никакому другому суду, кроме избираемого из их же среды суда магистрата. Если представитель не городского сословия приобретал себе в городе дом и землю, он также обязался подчиняться магистрату. Работой магистрата и жизнью в городе руководил войт, избираемый горожанами. В магистрате также хранились городская казна, архив и печать. На стародубской печати был изображён святой Георгий Победоносец, а на пожалованном городу польским королём гербе — дуб с орлиным гнездом.

Печать Стародубского магистрата, 1696 год
От польского короля те же стародубцы получили ряд важных привилегий, за которые держались вплоть до XIX века: в Стародубе в день святого Юрия Римского позволялась ярмарка; всем горожанам разрешалось заниматься винокурением и торговать вином за небольшую налоговую пошлину. Горожане также были обязаны молоть свой хлеб на городской мельнице и содержать эту мельницу в порядке. Кроме того, горожане должны были за свои деньги вооружаться и в случае нападения оборонять городскую крепость.
Все эти порядки были по-своему неплохи, но за ними скрывалось то, с чем не могли смириться стародубцы: поляки хотели сделать из них католиков. Уже в 1625 году здесь предписывалось избирать в магистрат только католиков или униатов (христиан, сохранивших православную церковную службу, но подчинённых главе католиков Папе Римскому). Войта перестали избирать — его назначали польские власти также из числа поляков и католиков. Потом делопроизводство в магистрате перевели с русского языка на польский, а позже собирались перевести с польского на латинский. Наконец, поляки начали всячески издеваться над православными.

Стародубские Храмы. Современный вид
В 1631 году в Стародуб прибыл представитель католического смоленского епископа и потребовал от местного православного духовенства признать верховенство Римского Папы. Получив отказ, католический эмиссар закрыл стародубские церкви, опечатал их двери, а наиболее горячего защитника православной веры, настоятеля Свято-Никольской церкви отца Исидора приказал заковать в железные цепи и посадить под замок до прибытия смоленского епископа в Стародуб. Католический епископ Леонтий Кривза ещё более жёстко принялся насаждать новую веру среди православных: людей били до тех пор, пока те не примут католичество, разрушали православные храмы, закрыли православный Спасский монастырь и открыли католический францисканский. Случалось, что православные церкви поляки сдавали в аренду иноверцам-евреям, и чтобы крестить ребёнка, обвенчать новобрачных, отпеть покойника, нужно было за особую плату просить открыть храм.
 Религиозные и национальные чувства жителей Северской земли и всей Украины-Малороссии были оскорблены. Часть людей уходи, в московские земли, а часть с оружием в руках поднялась против насильников-иноверцев. Борьба велась с огромной жестокостью с обеих сторон — и малороссийской, и польской. Народное движение поддержали, а еще больше использовали в собственных интересах, запорожские казаки во главе со своим гетманом Богданом Хмельницким.

Малороссийский гетман Богдан Хмельницкий
Портрет XVIII века
Мы уже говорили, что 1633 году, во время Смоленско войны, наши города на какое-то время возвращались в подданство русского царя, но московски войска не удержали Северскую землю. Позже, в 1644 году в пр делы Московского государства вернулся Трубчевск со своим уездом. Судьба остальных гордов Брянского края решалась в польско-казацких и русских польских войнах. Летом 1648 год казаки Хмельницкого выгнали поляков из Погара, Стародуба Почепа. После ухода казаков Днепр в Стародуб вернулись поляки, которые решили выместить зло поражение на горожанах. Горожане восстали, и поляки в страхе бежали  из города.
С конца лета 1648 года одним из центров антипольского восстания стала Попова Гора, куда прибыли казацкие отряды атаманов Горкуш Кривошапки, Микулицкого и др. Отсюда казаки делали набеги на польски территории. Поляки отвечали нападениями на Попову Гору и другие территории. Так, в марте 1649 года польский отряд князя Лукомского напал на стародубские, почепские и другие земли, но местные жители оказали ожесточенное сопротивление и разбили поляков.

Бой восставших украинцев с поляками
Художник Н. Самокиш, 1934 год
В феврале 1651 года война Хмельницкого с поляками разразилась с новой силой. Города Северского края — Мглин, Почеп и Стародуб — стали центром сосредоточения казацких сил для похода на Рославль против поляков. Русское правительство не возражало, чтобы отряды казаков прошли через Брянский уезд, но без любимых союзников Хмельницкого — крымских татар, которые ограбили бы местных жителей.

Запорожские казаки
В январе-феврале 1652 года шестнадцатитысячное войско Речи Посполитой, сформированное в Литве, вторглось в Северскую землю. Солдаты-жолнеры творили много насилий над местными жителями, и севрюки восстали. Жолнеров изгнали из Стародуба, Почепа, Мглина и Дрокова. Жители разорённых литовцами городов, сёл и местечек частью ушли в леса, чтобы мстить захватчикам. В конце февраля 1653 года польские войска снова появились в окрестностях Стародуба, но после ночного боя с местными жителями отступили. В то же время почепский сотник Пётр Рославец совершил удачное нападение на другой польский отряд.
Однако положение оставалось сложным, силы Хмельницкого были на исходе, простой народ требовал присягнуть единоверному православному русскому царю. Хмельницкий начал активные переговоры с Москвой, и 1 октября 1653 года московский Земский собор «приговорил» принять Малороссию-Украину в подданство русского царя, а 8 января 1654 года в Переяславле состоялась широкая войсковая Рада вольного казачества, в которое перешли многие православные жители Малороссии. Рада решила объединиться с Московским государством и присягнуть царю Алексею Михайловичу.
Сейчас почему-то мало вспоминают, что замечательное стихотворение нашего земляка Алексея Константиновича Толстого «Колокольчики мои, цветики степные» посвящено именно присяге малороссийских (украинских) казаков царю Алексею Михайловичу. Напомним эти строки:
В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях, Машут булавами,
Подбочасъ, за строем строй Чинно выступает,
Рукава за их спиной
Ветер раздувает.
И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.
«Хлеб да соль!
И в добрый час! —
Говорит державный, —
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

Переяславская Рада. Художник М.И.Хмелько


Для приведения к присяге русскому царю наших земляков из Москвы приезжали специально назначенные люди. Стародубцы присягнули 22 февраля 1654 года, за ними присягали жители Погара, Почепа, Мглина ...
Во время войн Б. Хмельницкого с поляками в Стародубе, Почепе других северских городах произошла значительная перемена. Все жители этих городов, не взирая на магдебургское право, волей или неволей были записаны в казаки. Первоначально наши юго-западные районы оказались в составе Нежинского казачьего полка (полк в Малороссии XVII века был не только воинским формированием, но и административной единицей» наподобие современной области, только управляемой казачьими войсковыми властями — полковником, писарем, есаулом, хорунжим). Немного позже был сформирован Стародубский полк, в котором числилось семь сотен: Стародубская, Новгород-Северская, Почепская, Погарская Мглинская, Топальская и Шептаковская, а ещё через какое-то время была образована восьмая, Бакланская, сотня.

Печать Запорожского войска.
XVII век
Вместе с выборными городскими учреждениями теперь в наших городах распоряжалась и новая казачья знать, попутно присвоившая в качестве поместий обширные земли Северской области. Позже малороссийские казаки из наших краёв будут активно участвовать в важных событиях русской истории, занимать крупные государственные должности, строить замечательные здания. С тех времен в Стародубе сохранился полковой казачий собор во имя Рождества Христова, выстроенный в 1677 году. Его стены помнят полковников и гетманов, здесь раздавались слова молитв, но также читались царские указы и гетманские универсалы, хранились свои полковые и взятые в бою вражеские знамёна, здесь приносили присяги и отпевали павших казаков.

Похороны кошевого атамана
Художник О. Мурашка
Полковой собор в Стародубе — это замечательный памятник архитектурного стиля, названного украинским барокко. По-своему соединив древнерусское наследие, богатые традиции западноевропейского искусства и собственную народную культуру, малороссы-украинцы создали свою манеру строительства и оформления зданий, живописи. К слову, мастер-живописец из Почепа Остап Иванов, также работавший в стиле украинского барокко, был достаточно известен в то время, и его пригласили в конце XVII века в Москву, где Иванов писал иконы для Большого собора Донского монастыря. Таким образом, малороссийское казачество в определенном смысле обогатило духовный мир наших земляков.

Полковой собор во имя Рождества Христова. Стародуб, 1677 год
Фото начала XXвека и его современный вид
Влияние малороссов в те годы было значительным и в церковной области. Вскоре после воссоединения братских народов Киево-Печерская лавра предъявила свои права на волости Поповой Горы и Бобовицкую. ранее перешедшие в казачество. Московское правительство передало эти земли в управление лавре. Когда же в 1677-1678 годах на территории Украины разгорелась война с Турцией, Киево-Печерская лавра отправила в Москву посольство с просьбой дать в пользование лаврской братии какой-либо монастырь в глубине России для того, чтобы монахи могли укрыться от турецких набегов. Выбор пал на Свенский монастырь. Место понравилось, и, немного погодя, в 1680 году настоятель лавры Иннокентий Гизель предъявил царю Фёдору Алексеевичу поддельную грамоту князя Андрея Боголюбского, в которых говорилось, что Свенский монастырь, якобы, издавна был в прямом подчинении Киево-Печерской лавры и потребовал отдать монастырь в полное владение лаврской братии. В 1682 году царь специальной жалованной грамотой узаконил передачу. Теперь обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырём.

Брянский Свенский Успенский монастырь
Художник А.В.Москвичев с изображения XIX века

С 1681 по 1695 годы Новопечерским (Свенским) монастырём управлял от имени лавры иеромонах, а позже архимандрит Иоанн Максимович. Учёность и благочестие Иоанна были известны и в Киеве, и в Москве.
В 1685-1690 годах он был, помимо наместничества в Свенском монастыре, штатным проповедником Киево-Печерской лавры. Его проповеди печатались и расходились по стране. Можно назвать Иоанна Максимовича крупнейшим русским духовным писателем рубежа XVII-XVIII веков, а 14 января 1697 года, по единогласному желанию духовенства и мирян, архимандрит Иоанн Максимович был посвящен в сан епископа черниговского. В Чернигове он в 1700 году основал учебное заведение «коллегиум» — первую в России духовную семинарию. В 1712 году Иоанн Максимович был назначен митрополитом тобольским и сибирским, то есть возглавил в церковном отношении всю Сибирь. Иоанн очень энергично управлял своей обширной епархией, крестил язычников, строил школы. В 1714 году в китайской столице Пекине трудами митрополита Иоанна была открыта русская духовная миссия, проповедовавшая китайцам христианство. Сибирские жители чтут память владыки Иоанна, рассказывают о чудесах, совершающихся у его могилы. В 1916 году митрополит Иоанн Тобольский был канонизирован Русской православной церковью.








Категория: История Брянского края | Просмотров: 3743 | Добавил: witkom | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Очень конкретная и документальная историческая справка.Большое спасибо. Мой предок Иоанн (Иван) Огинский как раз в это время был протопопом Стародуба и был выходцем из православного Виленского Свято-духова братства. Скажите,пожалуйста, не встречалось ли Вам это имя в использованных Вами источниках.Заранее спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.