Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Статистика



Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Новости Брянск

Главная » 2010 » Февраль » 16 » Брянский Край после смуты.(1ч)
15:44
Брянский Край после смуты.(1ч)
После Смутного времени Брянск и другие города нашего края обезлюдели. Здесь практически не осталось мирных жителей — купцов, ремесленников и прочих посадских людей. Только воины, ни днём, ни ночью не выпускали из рук оружия, защищали городские укрепления. Поляки -имея возможности взять крепость, регулярно налетали на окрестности Брянска, строили свои укрепления, заселяли деревни своими людьми изгоняли местных помещиков, охотились в местных лесах...  Зимой 1615 годах поляки Лисовского снова, как семь лет назад, осаждали Брянск. Однако крепость оказалась захватчикам не по зубам, и Лисовский отправился к Карачеву. Он взял город, жителей частью перебил, а частью отправил в Литву. Туда же в качестве трофея увезли карачевского воеводу князя Юрия Шаховского. После взятия Карачева количество «лисовчиков» выросло вдвое — к удачливому разбойнику пришла помощь из Речи Посполитой. Лисовский возвратился к Брянску, окружил город и принялся разорять окрестности. Тогда царь Михаил Фёдорович послал против Лисовского князя Дмитрия Михайловича Пожарского, спасителя Москвы и русского трона. Войско князь Пожарский должен был собрать себе самостоятельно (по царскому наказу от 20 июня 1605 года) — из тех воинов, кого найдёт живыми в городах и крепостях по пути к Брянску и Карачеву.
 
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский
Рисунок 1611 года. Знамя князя Пожарского
Так, например, в Белеве к князю Пожарскому пришли казаки, оставшиеся от шайки казнённого разбойника Баловня, и просили прощения за свои преступления. Князь Пожарский привёл бывших разбойников к присяге и взял с собой в Карачев. Услыхав о приближении семитысячного войска Пожарского, Лисовский сжёг Карачев и бежал к Орлу, где его тем не менее, настигло московское войско. Князь Пожарский разбил, а потом преследовал отступавших «лисовчиков», пока не слёг от приступа тяжелой болезни. Лисовский в 1615 году ушёл в Литву, а в 1616 году вернулся на  Северскую землю, где снова стал грабить русских людей. Впрочем, в тот же год польского авантюриста не стало.
После смерти Лисовского осенью 1616 года от внезапного дечного приступа его сподвижники ушли под Смоленск. В этом же другие польские отряды действовали под Стародубом, Карачевом и Трубчевском уезде. Это заставляло царя Михаила Федоровича держал крупные воинские силы в южных и юго-западных уездах Московсий государства.
Разбои, вооруженные стычки и грабежи не прекращались в Брянском крае до заключения Деулинского перемирия с Речью Посполитой декабре 1618 года. Сознавая крайне ослабленное положение своей, разорённой многолетней войной, страны, а кроме того шантажируемый поляками, державшими в плену его отца, Патриарха Московского и Руси Филарета, царь Михаил Фёдорович был вынужден уступить; Посполитой огромную область с городами Смоленском, Дорогобужем  Рославлем, Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Почепом,  Трубчевском, Поповой Горой, Серпейском, Красным, а также Велижскую волость. Во время переговоров о перемирии польские послы пытались заполучить и Брянск, но московские дипломаты в тяжелых спорах отстояли город. Карачев, Севск и прилегавшие к ним территории остались за Москвой.
Впрочем, приобретение это не кажется выгодным. До заключения перемирия с поляками в 1616 году по описи брянского воеводы князя Дашкова в городе жили всего 497 человек, из которых только четверть занимались ремеслом (кузнецы), а остальные были воинами. Только в годы перемирия (1618-й) в Брянске поселились первые мирные люди 125 крестьян и посадских.
В Карачеве дело обстояло и того хуже — там осталось в всего 49 человек. Боярская дума в Москве даже решила в 1618 году Карачев упразднить, а его немногочисленных жителей перевести в Болхов Но уже в 1621 году та же дума восстановила Карачев в правах, в начали строить крепость. А в 1625 году Брянск и Карачев были пожалованы царём вернувшемуся из польского плена патриарху Филарету оказались по части церковно-административного управления в патриаршей области. За четыре года горожане, отказывая себе отстроили в Карачеве десять церквей, в том числе собор во имя Михаила Архангела. В Брянске же трудами местного помещика епископа Евстафия Тимофеевича Алымова в 1626 году был выстроен в городе каменный собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сохранившийся до наших дней.


В Севске в 1625 году служилых людей, то есть воинов, числилось 248, а мирных жителей — 112. Но напротив города, на левом берегу реки Сева, переселившиеся сюда монахи Новгород-Северского -Преображенского  монастыря  (когда-то  приютившего  беглого Гришку Отрепьева — Лжедмитрия I) уже начали возводить деревянные постройки Севского Спасо-Преображенского монастыря. В середине XVIII века его стены и башни заменялись каменными наподобие кремлевских в Москве.
Помимо городов было разорено множество помещичьих и крестьянских хозяйств. Землевладельцам и земледельцам досталось и от литовцев с поляками, и от москвичей, и от местных разбойников! Обезлюдели многие сёла и деревни Комарицкой волости. Плодородные прежде земли превратились в «дикое поле». Однако уцелевшие монахи разорённого самозванцами Свято-Николаевского монастыря отстроили в тех местах Богородичную Площанскую пустынь.
Число крестьянских дворов, принадлежавших Свенскому монастырю, уменьшилось по сравнению с концом XVI века в полтора раза Переписчики монастырских вотчин в то время о некоторых поселениях писали: «Пустошь, что была деревня..., а запустела та деревня с разорения литовскими людьми». В других местах переписчики отмечали: «Тридцать мест дворовых запустели от литовских людей и от русских воров».
И в городах, и в селах люди тогда, как видим, жили с большой надеждой на Бога, в первую очередь старались отстроить храмы монастыри, куда несли свои беды, получали душевное облегчение укрепляли сердца. И надежды брянских жителей оправдались. Через небольшое время разорённый, казалось, навсегда край расцвёл лучше прежнего, представляя собой памятник жизнестойкости, трудолюб мужеству русского человека.
В 1620-х годах в Брянске всё ещё считают воинов (для обороны рода призывали людей из Брасовского и Глодневского станов), но прибавляется и мирное население. В 1630-х годах Брянск был приписан к Разрядному приказу, ведавшему дворянской службой в стране. На налоги собираемые в том числе и в Брянске, существовал аппарат этого npиказа а судебные, административные функции и сбор налогов частично исполняла в городе и уезде приказная изба (представительство столичного Разрядного приказа), выстроенная на брянской Покровской горе.
В 1632 году впервые упоминается в документах Свенская ярмарка, названная так по имени монастыря, у стен которого собиралась она ежегодно 15 августа старого стиля, в день Успения Пресвятой Богородицы (престольный праздник Свенского Успенского монастыря) и длившаяся десять дней.

Ярмарка. Художник Б.М. Кустодиев, 1906 год
Вскоре Свенская ярмарка стала крупнейшим центром торговли Московского государства с западными соседями. Главные русские ярмарки устраивались вблизи монастырей неслучайно. Человек, заключавший какие-либо договорные обязательства, хотел получить гарантию, что его деловой партнёр будет добросовестно соблюдать условия договора. Главная гарантия была в том, что деловые партнёры являлись единоверцами и боялись Бога. Вот почему при купле-продаже, заёме денег, хлеба или другого товара, найме помещения, лошади и тому подобных сделках договор скрепляло духовное лицо, священник, благословением и подписью, а деловые партнеры шли в храм, где перед Богом давали
обещание выполнить условие сделки.

Присяга русских. Западноевропейская гравюра XVII века
Обратите внимание на то, что человек, дающий присягу, в знак нерушимости своего слова целует икону. Перед принимающим присягу чиновником лежит крест, а всё действие происходит на фоне церковного здания
Итак, Свенская ярмарка впервые упоминается в 1632 году в грамоте патриарха Филарета о предоставлении права собирать церковную дань с торговых людей священникам Свенского монастыря. Значит, несмотря на повсеместное разорение, ярмарка к тому времени, вероятно, несколько раз уже собиралась. Сюда съезжались торговать русские, малороссийские (украинские), литовские, шведские и немецкие купцы. К середине XVII века купцы — «брянчане» торговали на ярмарке поташем, воском, хлебом, мёдом, льном, пенькой, деревянной посудой, конопляным маслом и железными изделиями.

Ярмарочные ворота Свенского монастыря, расположенные на первом этаже выстроенного в середине XVIII века брянскими купцами Спасо-Преображенского храма
Брянские мастера-кузнецы славились ещё в XVI веке. В Москве в музее-заповеднике в «Коломенское» в наши дни хранятся замечательной работы железные двери из Свенского монастыря, скованные в Брянске в 1564году.

Железные узорчатые двери из С венского монастыря,
выкованные в Брянске в 1564 году. Москва, музей-заповедник «Коломенское»
Двери украшены полосами просечного железа, на которых изображены растения, птицы и короны. Наши резчики по дереву к концу XVII украсили Успенский собор Свенского монастыря иконостасом такой изумительной красоты, что монастырская братия сохранила его и перенесла в новый, построенный   во второй половине XVIII века, монастырский собор.

Фрагмент резного иконостаса Успенского собора Свенского монастыря.
Фото начача 1920-х годов
К сожалению, чудесное произведение старых брянских мастеров погибло, когда собор Свенского монастыря был взорван в 1930-х годах... Постепенно вокруг Свенской ярмарки сложилась целая система административных органов, которой управляли брянские воевода и таможенный голова. К 1648 году польские и малороссийские купцы стали привозить сюда на продажу дорогое платье, ткани, драгоценные металлы. 1649 году молодой царь Алексей Михайлович предписал не пускать на ярмарку  и высылать из страны торговцев вином и табаком. В те же годы свенские купцы стали ездить за собольими мехами в Сольвычегодск, а меховая торговля очень высоко подняла престиж Свенской ярмарки.







Категория: История Брянского края | Просмотров: 2531 | Добавил: witkom | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.