19:52 Брянский Край во второй половине XVII века |
После перехода Малороссии в подданство русского царя Москве пришлось вести войну с Речью Посполитой. Основные действия развернулись в районе Смоленска. Несмотря на то, что Северская земля оказалась уже в тылу русских войск, города края продолжали играть важную роль в деле снабжения царской армии. Брянск, наряду с Вязьмой, был назначен сборным пунктом для отрядов московских воевод. Отсюда наши полки неоднократно ходили под Смоленск и в Белоруссию, а по Десне шли в Киев для русского гарнизона хлебные и другие запасы на судах, строившихся возле Брянска. В результате этой войны Польша потеряла почти всю Белоруссию, а попытка польского наступления на Малороссию-Украину зимой 1654-1655 годов оказалась безрезультатной. Военные действия закончились подписанием в 1656 году в литовской столице Вильно перемирия между Россией и Польшей. Однако вскоре военные действия возобновились. Война шла с переменным успехом, часто во главе войск становились русский царь Алексей Михайлович и польский король Ян Казимир. Ситуацию очень осложняла междоусобица наследников Богдана Хмельницкого, нескольких гетманов левобережной и правобережной Украины, которые переходили то на московскую, то на польскую, то на шведскую, то на турецкую стороны. В 1664 году в Брянском уезде оказались польско-литовские отряды и союзные им крымские татары, от которых пострадал Свенский монастырь. Очистил Брянский край от захватчиков русский полководец окольничий, князь Юрий Никитич Барятинский, потомок святого Михаила Черниговского. ![]() Князь Юрий Никитич Барятинский со своими воинами Князь Барятинский успешно бился с поляками, литовцами и враждебными Москве отрядами казаков. Позже, в 1670 году, разгромив под Симбирском скопища известного атамана Стеньки Разина, князь Ю.Н. Барятинский спас Россию от новой Смуты. Против Разина сражался и другой Барятинский, князь Данила Афанасьевич, брянский помещик. Позже Д.А. Барятинский вместе с братом Алексеем отстроили на свои деньги в Брянске храм Рождества Пресвятой Богородицы и Спасо-Преображенский собор с шатровой колокольней в Спасо-Поликарповом монастыре. Князья Барятинские также делали в этот монастырь богатые вклады и были похоронены здесь же. В начале XX века могилы князей Барятинских еще стояли над Десной, у городского собора.Рисунок конца XIX века ![]() Шатровая колокольня брянского Спасо-Поликарпова монастыря, В январе 1667 года в селе Андрусове под Смоленском было подписано русско-польское перемирие. В этом направлении войны прекратились надолго, граница Московского государства значительно удалилась от Брянска. Однако на всякий случай московское правительство укрепило Брянскую крепость на Покровской горе. Крепость обнесли дубовой стеной с семью башнями.построенная в XVII веке князьями Барятинскими. Фото начала XX века На крепостных стенах стояли 15 пушек. В 1685 году крепость обновили, в ней было теперь девять башен, в том числе две проездные, с воротами: Никольская, ведущая к верхнему городскому посаду (в сторону современного цирка) и Судковская, ведущая к реке. Вторая линия брянских укреплений включала в себя деревянную стену вокруг старого посада с Горне-Никольской и Троицкой (Пятницкой) церквами. Рядом с Трог: церковью (это современная Арсенальская улица) были торг и гостиный двор. ![]() Брянская Крепость во второй половине XVII века Ко второй половине XVII века относится мероприятие московского правительства, коснувшееся нашего края. В Москве для выплаты жалования нашим войскам на Украине было решено чеканить «областную» русскую серебряную монету. Для этих целей в Севске в 1686 годл" открыли монетный двор, выпускавший какое-то время так называемые «севские чехи».Макет из собрания Брянского областного краеведческого музея В 1654-1667 годах в России произошёл церковный раскол. Вкратце история его такова: за столетия относительной изоляции друг от друга накопились значительные различия в текстах богослужебных книг и в обрядах у православных Украины-Малоросии, Греции и Ближнего Востока, с одной стороны, и у московских православных, — с другой. Царь Алексей Михайлович и Патриарх всея Руси Никон, желая устранить эти различия, приказали исправить московские церковные книги, ввели обычай креститься тремя пальцами (символ Пресвятой Троицы) вместо двух (символ божественной и человеческой природ Богочеловека Христа) и провели ещё ряд изменений. Часть московских православных с изменениями не согласилась и сочла их свидетельством наступления антихристовых времён и конца света, тем более, что надвигалась характерная дата — 1666 год. После долгих взаимных споров на Московском поместном соборе в присутствии двух восточных патриархов были произнесены проклятия («клятвы») в адрес противников церковных новшеств. Этих противников стали называть «раскольниками» или «старообрядцами». Они старались во всех деталях сохранить старинные церковные обычаи, книги, иконы. Власть же московскую они считали предавшейся дьяволу и за это преследовались, часто очень жестоко. От этих преследований старообрядцы бежали в глухие места или заграницу. Ближайшей границей была русско-польская, по реке Сожу. Там находились земли Стародубского казачьего полка. Будучи знакомым с сотником этого полка Гаврилой Ивановичем, на Стародубские земли переехал со своими прихожанами настоятель московского храма Всех Святых на Кулишках (сохранившийся до наших дней храм-памятник, посвященный Куликовской битве) старообрядческий священник Козьма. В 1669 году близ села Понуровка московские переселенцы основали первое у нас старообрядческое поселение. Со всей России потянулись сюда сторонники старой веры, и вот уже четыре слободы: Белый Колодец, Синий Колодец, Шеломы и Замишево стали считаться старообрядческими. Переселенцы были состоятельными людьми, они торговали, писали иконы, переписывали, а позже печатали книги, строили храмы. В селе Синий Колодец сложилась удивительная гончарная школа, там из особенной глины делали особенную посуду. Однако в 1695 году, когда царевна Софья возобновила гонения на старообрядцев, многие из них перешли польскую границу и поселились в местности под названием Ветка (теперь это Гомельская область Белоруссии). В целом ряде городов и сёл Брянской области: в Клинцах, Новозыбкове, Злынке, Святске, Климове, Митьковке, Лужках, Воронке старообрядцы определили облик и культуру края. ![]() Старообрядческий священник с сыном.
Фото начала XX века. В руках у старообрядцев лестовка, которой они пользуются как чётками, отсчитывая на лестовке количество прочитанных молитв ![]() Старообрядка в праздничной одежде Фото начала XX века ![]() Современная старообрядческая церковь в Брянской области Конец XVII века ознаменован в русской истории борьбой за власть между молодым царем Петром Алексеевичем и его суровой старшей сестрой царевной Софьей. В этой борьбе на стороне Софьи Алексеевны принял участие брянский дворянин Федор Леонтьевич Шакловитый. Царевна возвела Шакловитого из подьячих в чины думного дворянина и окольничего и поручила ему управление Стрелецким приказом. После князя Василия Васильевича Голицына Шакловитый был ближайшим советником царевны Софьи в международных делах. В 1688 году, перед задуманным походом в Турцию, он был отправлен к гетману Мазепе договариваться об участии в походе малороссийских казаков. По возвращении из посольства Шакловитый стал усиленно подстрекать стрельцов к восстанию против царя Петра Алесеевича. Его усилия не имели успеха, вместе со своими главными соучастниками он быт выдан Петру и 11 октября 1689 года казнён. Позже на смотре дворян в Брянске Петр Великий посоветовал родственникам государственного преступника сменить опозоренную фамилию, после чего они стали именоваться Щегловитовы. ![]() Царь Петр Великий в молодости. Гравюра XVII века Пётр Великий смолоду много внимания уделял нашему краю. В его правление Свенская ярмарка по товарообороту стала второй в России после Нижегородской Макарьевской. Главным товаром на ярмарке был тогда хлеб, ввозимый из Малороссии. На втором месте стояла пенька, производимая местными жителями и необходимая для изготовления канатов, которыми крепились и управлялись корабельные паруса. Из-за хлебного изобилия в Брянске было развито винокурение так, что пришлось вводить специальную должность кабацкого бурмистра, следившего, чтобы вина (водки по-современному) не портили и не гнали больше положенного. Достаточно много в Брянске производилось и воска. Для надзора за торговлей и взимания налогов в городе выстроили таможню. Царь Пётр Алексеевич своими указами старался поддержать брянских жителей. Так, в 1692 году он запретил иностранцам продавать свои товары в Брянске в розницу. Эти товары следовало продавать только оптом и держать на брянских складах, за что платить деньги в городскую казну. Правом же розничной торговли наделялись только брянские купцы. В 1701 году Петр запретил брянскому начальству творить над купцами насилие и разрешил свободно скупать пеньку у здешних крестьян. ![]() Ямщики в трактире. Художник Б.М.Кустодиев. На этой картине видно, что и в начале XX века ямщики представляли особенную группу людей, отличную от остальных одеждой, обычаями, манерами. Это был своеобразный цех, наподобие западноевропейских ремесленных цеховВ то время многие брянцы были ямщиками и занимались извозом (до сих пор в городе есть Ямская улица). Воеводы и другие должностные лица часто бесплатно использовали ямщиков, их лошадей и упряжь в своих нуждах. Ямщики пожаловались царю, и в 1694 году совместным указом царей Петра и его брата Ивана Алексеевичей (одно время Петр Великий правил вместе со своим братом Иваном) брянским ямщикам назначили прогонные деньги, то есть плату за использование их вместе с лошадьми и повозками по казенной надобности. В военных мероприятиях начала петровского царствования Брянск тоже принял посильное участие. После первого Азовского похода, чувствуя недостаток военных судов, Пётр распорядился основать в Брянске судостроительную верфь. Здесь должны были строить корабли казацкой флотилии, для чего в Брянск прибыли семь запорожцев во главе с Василием Богушем. До мая 1697 года в Брянске спустили на воду 200 казацких больших лодок-стругов. Верфь работала и позже, на ней строились гребные суда-галеры, в память о чём в городе появились Галерная гора (окончание современной Красноармейской улицы, спускающейся к Десне), Галерная улица и Галерные склады, простоявшие на берегу Десны до конца 1970-х годов. ![]() Морское знамя Запорожского войска, XVIII век. Так заканчивался для Брянского края XVII век. Будущее несло новые испытания, новую славу и новых людей.Корабли, похожие на изображённый на знамени, выпускала и брянская судоверфь |
|
Всего комментариев: 3 | |
| |