19:52 Брянский Край во второй половине XVII века |
После перехода Малороссии в подданство русского царя Москве пришлось вести войну с Речью Посполитой. Основные действия развернулись в районе Смоленска. Несмотря на то, что Северская земля оказалась уже в тылу русских войск, города края продолжали играть важную роль в деле снабжения царской армии. Брянск, наряду с Вязьмой, был назначен сборным пунктом для отрядов московских воевод. Отсюда наши полки неоднократно ходили под Смоленск и в Белоруссию, а по Десне шли в Киев для русского гарнизона хлебные и другие запасы на судах, строившихся возле Брянска. В результате этой войны Польша потеряла почти всю Белоруссию, а попытка польского наступления на Малороссию-Украину зимой 1654-1655 годов оказалась безрезультатной. Военные действия закончились подписанием в 1656 году в литовской столице Вильно перемирия между Россией и Польшей. Однако вскоре военные действия возобновились. Война шла с переменным успехом, часто во главе войск становились русский царь Алексей Михайлович и польский король Ян Казимир. Ситуацию очень осложняла междоусобица наследников Богдана Хмельницкого, нескольких гетманов левобережной и правобережной Украины, которые переходили то на московскую, то на польскую, то на шведскую, то на турецкую стороны. В 1664 году в Брянском уезде оказались польско-литовские отряды и союзные им крымские татары, от которых пострадал Свенский монастырь. Очистил Брянский край от захватчиков русский полководец окольничий, князь Юрий Никитич Барятинский, потомок святого Михаила Черниговского. Князь Юрий Никитич Барятинский со своими воинами Князь Барятинский успешно бился с поляками, литовцами и враждебными Москве отрядами казаков. Позже, в 1670 году, разгромив под Симбирском скопища известного атамана Стеньки Разина, князь Ю.Н. Барятинский спас Россию от новой Смуты. Против Разина сражался и другой Барятинский, князь Данила Афанасьевич, брянский помещик. Позже Д.А. Барятинский вместе с братом Алексеем отстроили на свои деньги в Брянске храм Рождества Пресвятой Богородицы и Спасо-Преображенский собор с шатровой колокольней в Спасо-Поликарповом монастыре. Князья Барятинские также делали в этот монастырь богатые вклады и были похоронены здесь же. В начале XX века могилы князей Барятинских еще стояли над Десной, у городского собора.Рисунок конца XIX века Шатровая колокольня брянского Спасо-Поликарпова монастыря, В январе 1667 года в селе Андрусове под Смоленском было подписано русско-польское перемирие. В этом направлении войны прекратились надолго, граница Московского государства значительно удалилась от Брянска. Однако на всякий случай московское правительство укрепило Брянскую крепость на Покровской горе. Крепость обнесли дубовой стеной с семью башнями.построенная в XVII веке князьями Барятинскими. Фото начала XX века На крепостных стенах стояли 15 пушек. В 1685 году крепость обновили, в ней было теперь девять башен, в том числе две проездные, с воротами: Никольская, ведущая к верхнему городскому посаду (в сторону современного цирка) и Судковская, ведущая к реке. Вторая линия брянских укреплений включала в себя деревянную стену вокруг старого посада с Горне-Никольской и Троицкой (Пятницкой) церквами. Рядом с Трог: церковью (это современная Арсенальская улица) были торг и гостиный двор. Брянская Крепость во второй половине XVII века Ко второй половине XVII века относится мероприятие московского правительства, коснувшееся нашего края. В Москве для выплаты жалования нашим войскам на Украине было решено чеканить «областную» русскую серебряную монету. Для этих целей в Севске в 1686 годл" открыли монетный двор, выпускавший какое-то время так называемые «севские чехи».Макет из собрания Брянского областного краеведческого музея В 1654-1667 годах в России произошёл церковный раскол. Вкратце история его такова: за столетия относительной изоляции друг от друга накопились значительные различия в текстах богослужебных книг и в обрядах у православных Украины-Малоросии, Греции и Ближнего Востока, с одной стороны, и у московских православных, — с другой. Царь Алексей Михайлович и Патриарх всея Руси Никон, желая устранить эти различия, приказали исправить московские церковные книги, ввели обычай креститься тремя пальцами (символ Пресвятой Троицы) вместо двух (символ божественной и человеческой природ Богочеловека Христа) и провели ещё ряд изменений. Часть московских православных с изменениями не согласилась и сочла их свидетельством наступления антихристовых времён и конца света, тем более, что надвигалась характерная дата — 1666 год. После долгих взаимных споров на Московском поместном соборе в присутствии двух восточных патриархов были произнесены проклятия («клятвы») в адрес противников церковных новшеств. Этих противников стали называть «раскольниками» или «старообрядцами». Они старались во всех деталях сохранить старинные церковные обычаи, книги, иконы. Власть же московскую они считали предавшейся дьяволу и за это преследовались, часто очень жестоко. От этих преследований старообрядцы бежали в глухие места или заграницу. Ближайшей границей была русско-польская, по реке Сожу. Там находились земли Стародубского казачьего полка. Будучи знакомым с сотником этого полка Гаврилой Ивановичем, на Стародубские земли переехал со своими прихожанами настоятель московского храма Всех Святых на Кулишках (сохранившийся до наших дней храм-памятник, посвященный Куликовской битве) старообрядческий священник Козьма. В 1669 году близ села Понуровка московские переселенцы основали первое у нас старообрядческое поселение. Со всей России потянулись сюда сторонники старой веры, и вот уже четыре слободы: Белый Колодец, Синий Колодец, Шеломы и Замишево стали считаться старообрядческими. Переселенцы были состоятельными людьми, они торговали, писали иконы, переписывали, а позже печатали книги, строили храмы. В селе Синий Колодец сложилась удивительная гончарная школа, там из особенной глины делали особенную посуду. Однако в 1695 году, когда царевна Софья возобновила гонения на старообрядцев, многие из них перешли польскую границу и поселились в местности под названием Ветка (теперь это Гомельская область Белоруссии). В целом ряде городов и сёл Брянской области: в Клинцах, Новозыбкове, Злынке, Святске, Климове, Митьковке, Лужках, Воронке старообрядцы определили облик и культуру края. Старообрядческий священник с сыном.
Фото начала XX века. В руках у старообрядцев лестовка, которой они пользуются как чётками, отсчитывая на лестовке количество прочитанных молитв Старообрядка в праздничной одежде Фото начала XX века Современная старообрядческая церковь в Брянской области Конец XVII века ознаменован в русской истории борьбой за власть между молодым царем Петром Алексеевичем и его суровой старшей сестрой царевной Софьей. В этой борьбе на стороне Софьи Алексеевны принял участие брянский дворянин Федор Леонтьевич Шакловитый. Царевна возвела Шакловитого из подьячих в чины думного дворянина и окольничего и поручила ему управление Стрелецким приказом. После князя Василия Васильевича Голицына Шакловитый был ближайшим советником царевны Софьи в международных делах. В 1688 году, перед задуманным походом в Турцию, он был отправлен к гетману Мазепе договариваться об участии в походе малороссийских казаков. По возвращении из посольства Шакловитый стал усиленно подстрекать стрельцов к восстанию против царя Петра Алесеевича. Его усилия не имели успеха, вместе со своими главными соучастниками он быт выдан Петру и 11 октября 1689 года казнён. Позже на смотре дворян в Брянске Петр Великий посоветовал родственникам государственного преступника сменить опозоренную фамилию, после чего они стали именоваться Щегловитовы. Царь Петр Великий в молодости. Гравюра XVII века Пётр Великий смолоду много внимания уделял нашему краю. В его правление Свенская ярмарка по товарообороту стала второй в России после Нижегородской Макарьевской. Главным товаром на ярмарке был тогда хлеб, ввозимый из Малороссии. На втором месте стояла пенька, производимая местными жителями и необходимая для изготовления канатов, которыми крепились и управлялись корабельные паруса. Из-за хлебного изобилия в Брянске было развито винокурение так, что пришлось вводить специальную должность кабацкого бурмистра, следившего, чтобы вина (водки по-современному) не портили и не гнали больше положенного. Достаточно много в Брянске производилось и воска. Для надзора за торговлей и взимания налогов в городе выстроили таможню. Царь Пётр Алексеевич своими указами старался поддержать брянских жителей. Так, в 1692 году он запретил иностранцам продавать свои товары в Брянске в розницу. Эти товары следовало продавать только оптом и держать на брянских складах, за что платить деньги в городскую казну. Правом же розничной торговли наделялись только брянские купцы. В 1701 году Петр запретил брянскому начальству творить над купцами насилие и разрешил свободно скупать пеньку у здешних крестьян. Ямщики в трактире. Художник Б.М.Кустодиев. На этой картине видно, что и в начале XX века ямщики представляли особенную группу людей, отличную от остальных одеждой, обычаями, манерами. Это был своеобразный цех, наподобие западноевропейских ремесленных цеховВ то время многие брянцы были ямщиками и занимались извозом (до сих пор в городе есть Ямская улица). Воеводы и другие должностные лица часто бесплатно использовали ямщиков, их лошадей и упряжь в своих нуждах. Ямщики пожаловались царю, и в 1694 году совместным указом царей Петра и его брата Ивана Алексеевичей (одно время Петр Великий правил вместе со своим братом Иваном) брянским ямщикам назначили прогонные деньги, то есть плату за использование их вместе с лошадьми и повозками по казенной надобности. В военных мероприятиях начала петровского царствования Брянск тоже принял посильное участие. После первого Азовского похода, чувствуя недостаток военных судов, Пётр распорядился основать в Брянске судостроительную верфь. Здесь должны были строить корабли казацкой флотилии, для чего в Брянск прибыли семь запорожцев во главе с Василием Богушем. До мая 1697 года в Брянске спустили на воду 200 казацких больших лодок-стругов. Верфь работала и позже, на ней строились гребные суда-галеры, в память о чём в городе появились Галерная гора (окончание современной Красноармейской улицы, спускающейся к Десне), Галерная улица и Галерные склады, простоявшие на берегу Десны до конца 1970-х годов. Морское знамя Запорожского войска, XVIII век. Так заканчивался для Брянского края XVII век. Будущее несло новые испытания, новую славу и новых людей.Корабли, похожие на изображённый на знамени, выпускала и брянская судоверфь |
|
Всего комментариев: 3 | |
| |