19:00 Город крепость в лесах над Десной |
Но и после этого похода вятичи не смирились со своим положением данников киевских князей. Это, видимо, и заставило киевского князя Владимира, наряду с устройством крепостей по южной границе для отпора воинственным кочевникам, ставить крепости и в вятичской земле, чтобы привести в покорность лесные племена. В 988 году Владимир «начал ставить города на Десне, в Востре, вТрубежеве, в Суле, в Стугнееве. Есть, все основания полагать, что именно к этому времени относится возникновение городов-крепостей на Десне: Брянска, Трубчевска, Вщижа. Брянская крепость была построенна на, нынешней, Покровской Возвышенности горе. С запада, юга и востока она представляла собой крутой обрыв и только с севера и северо-запада требовалось укрепление ее валом и рвом. Здесь находился «княжеский двор», тут хранились различные припасы и «готовизна», собираемые зимой в качестве дани с жителей округи. Весною все это по реке посылалось в Киев, к великокняжескому двору. Важную роль играл Брянск и в том отношении, что он выступал как центр насаждения христианства. Вятичи были долгое время очень замкнутым, полуохотничьим, полуземледельческим племенем. В феодальный период у них, как и у всех восточных славян, долго сохранялись пережитки, связанные с поклонением зверям, камням, деревьям, рекам. Отголоски этих верований оставались и после принятия христианства. Леса, озера, реки, болота вятичи заселяли в своем воображении «берегынями» ('позднее — русалками), водяными, лешими, полесунами. Они верили, что умершие предки и в загробной жизни продолжают следить за своим родом и покровительствовать ему. Ко времени образования Киевской Руси и принятия христианства в религиозных верованиях вятичей произошли большие изменения. Теперь они поклонялись богу молний Перуну. Был у них свой бог охоты, бог солнца и плодородия. Статуи этих богов возвышались в центре капищ, где им приносились жертвы. Медленно распространялось среди вятичей христианство. Прошло еще не одно десятилетие, прежде чем удалось отвратить их от веры в языческие божества. |
|
Всего комментариев: 0 | |