23:32 Карьера женщины в бизнесе |
Много лет назад на одном производственном совещании на мое возмущение
грубым обращением к женщине во время спора мой начальник произнес
ключевую фразу, которая мне потом не раз помогала справляться со
стрессовыми ситуациями в бизнесе. То, что он сказал, не совсем
соответствует действительности, но очень помогает объяснять
некорректное поведение руководителей-мужчин и успокаивать себя, если ты
женщина… «В бизнесе женщин нет! – сказал мой шеф. – Есть просто
сотрудники». Как доказать мужчинам, что женщина может хорошо разбираться в технических вопросах? И нужно ли это доказывать? Это больной вопрос, особенно в ИТ-бизнесе. Нечасто здесь встречаются хорошие saleswomen, о таких ходят легенды. Сами женщины тоже не очень-то стремятся попасть в ИТ-компании. Особенно это относится к отделу продаж, так как здесь приходится сталкиваться с мужским недоверием в массовых масштабах – не только внутри компании, но и прежде всего со стороны клиентов. Клиент-мужчина, выбирая сложный технический продукт, хочет общаться с экспертом. А каков для клиента типичный образ эксперта, разбирающегося в технических новинках или ERP-системах? Ну, это мужчина, который… все, дальше можно не продолжать! И все-таки, как быть умной женщине, которая хочет стать успешной в ИТ-бизнесе? Ответ прежний – женщина должна знать в несколько раз больше, чем мужчина. Зато и удовольствия от достижений можно получить гораздо больше! Поясню на конкретном примере. Звонок в компанию. Клиент просит рассказать о последней модели карманного компьютера. Он немного скептично настроен, потому что ему отвечает женщина, и довольно молодая, судя по голосу. Следует серия вопросов об операционной системе, частоте процессора, программном обеспечении, коммуникационных возможностях, и клиент постепенно забывает о своем первоначальном скептическом настроении, потому что девушка очень уверенно и подробно (даже интересно!) отвечает на все вопросы. Более того, она быстро и четко объясняет, как на КПК клиента настроить выход в Интернет, и дает несколько полезных советов по использованию последних версий лучших программ. А потом клиент спрашивает что-то из области «сейчас это не нужно, но на будущее…», ну, например, «расскажите про GPS-приемники и их работу с карманными компьютерами». И тут милая девушка скромно отвечает, что этого она не знает, потому что вообще-то она секретарь. Немая сцена в телефонной интерпретации… Да, вот такая была маленькая месть от saleswoman мужчинам-покупателям за все незаслуженное (да еще и высказанное авансом) недоверие. Потом, как говорится, все закончилось хорошо, они вместе посмеялись, и клиент стал постоянным покупателем компании, у которой такие квалифицированные «секретарши»! Конечно, для того чтобы стать режиссером такой репризы, нужно хорошо подготовиться, но это из области абсолютно реальных задач. И еще не забывайте о тех возможностях в работе продавца, которые в данной ситуации доступны только женщинам. Превращаем «недостаток» в преимущество, ведь ваши покупатели – мужчины. Чуть-чуть женского обаяния, немного внимания, на полтона понизить голос, говоря о важных вопросах, пошутить, посочувствовать – и у вас самый большой объем продаж в компании, и вам уже не нужно доказывать мужчине-руководителю, что женщина может хорошо разбираться в технических вопросах. Вот мы и подошли к четвертому, самому сложному постулату: количество похвал руководителей-мужчин очень редко переходит в качественно новую должность подчиненной-женщины. Сложность здесь в том, что практически ничего сделать нельзя, только работать и бороться «за место под солнцем». Давайте внимательнее присмотримся к двум предложенным мной в начале статьи вариантам успешного развития событий в карьере: женщина, занявшая руководящий пост, или женщина, реализовавшая свой творческий потенциал, не занимая начальственной должности. Вариант первый: женщина-руководитель. На пути к успеху надо преодолеть сопротивление с двух сторон: со стороны мужчины-руководителя (см. постулат номер 4) и со стороны мужчин-подчиненных. Мы уже упоминали о значительной эмоциональной составляющей в поведении женщин. Им очень часто присуще проявление эмпатии, более чувствительного восприятия эмоций окружающих, принятие этих эмоций «на себя». Мужчина-эмпат реже сталкивается с недовольством, неприятием его распоряжений со стороны мужчин-подчиненных, чем эмпат-женщина. В такой ситуации ей нужно либо жить с этим, либо перестраиваться, чтобы не замечать, не обращать внимания, преодолевать, доказывать, а значит, нужно «наращивать броню» на своих чувствах, на своем восприятии мира. Попробуйте спросить мужчину, который считает себя хорошим специалистом в любой области, что он думает о руководителях-женщинах. Думаю, он сможет вспомнить хорошего руководителя-женщину, которая либо работает в его компании (у него в подчинении), либо является его знакомой и обладает богатым набором замечательных качеств. А теперь попробуйте спросить этого же мужчину, захотел бы он сам работать в подчинении у руководителя-женщины? Думаю, что в основной массе случаев ответ будет однозначным. Специально для этой статьи я опросила нескольких знакомых мне мужчин, правда, задавая им немного другой вопрос. Вначале я просила назвать три самых главных качества руководителя, которые обеспечивали бы комфортную работу под его началом. Получив ответ на этот вопрос, я просила назвать три аналогичных качества руководителя-женщины. На первый вопрос все мужчины отвечали с энтузиазмом, а вот второй повергал их в длительное раздумье. Кто-то отшучивался, кто-то уходил от ответа, а один, немного поразмыслив, серьезно сказал: «Она должна быть мужиком». Как говорится, no comments! А теперь внимание! Получив такой замечательный ответ, я решила продолжить свое интервью и попросила собеседника перечислить три качества мужчины, которого можно назвать творческим специалистом, «звездой», а потом назвать три качества для женщины-«звезды». Здесь ответ принципиально отличался от предыдущего варианта. Назвав мне три «звездных» качества мужчины, мой собеседник сказал: «Для женщины они тоже подходят, только у нее обязательно должно быть еще одно: такая женщина в бизнесе обязательно должна быть «музой», она должна вдохновлять…». И опять неизменный закон миро зданья: женщина должна делать БОЛЬШЕ, чем мужчина, – быть не только «звездой», а еще и «музой». Здесь же находится и ответ, как реализовать второй вариант успешной карьеры: всего лишь стать «звездой» + «музой». А если хотите объединить два варианта успешной карьеры «руководитель и звезда», оставаясь при этом женщиной, вам надо стать «музой» для своих подчиненных-мужчин! Уверена, что именно в этом и состоит секрет тех замечательных женщин, которые уже добились успеха в карьере руководителя. Я обещала рассказать о возможных последствиях успешного карьерного роста женщины, о тех самых неизбежных проблемах в личной жизни, семье, с детьми… Но знаете, теперь совсем не хочется, тем более что об этом уже говорилось много раз. А вот дать рецепт для решения этих проблем, пожалуй, стоит, впрочем, он только что уже прозвучал: придется и для своих близких, любимых, родных тоже стать «музой», тогда все непременно получится! И наконец, чтобы подойти к обещанному позитивному и обнадеживающему финалу, несколько замечаний в адрес наших руководителей-мужчин. Положа руку на сердце, нет, лучше не так… Хладнокровно и взвешенно оценив перспективы своего бизнеса, согласитесь, что вам на работе нужны умные, талантливые женщины… Вспомнив опыт всех предыдущих поколений, признайте, что умная и талантливая женщина сможет быть именно тем подчиненным, о котором вы мечтаете… Будучи успешным бизнесменом, который достиг многого в жизни, подумайте о колоссальной возможности для повышения эффективности работы своих женщин-подчиненных… Каким образом? Да, очень просто! Дайте женщине возможность выполнять тот же объем работ, что и мужчине для достижения одинакового результата. Разрешите женщине проявлять эмоции, когда они направлены на творчество, питают его, являются источником новых идей в бизнесе. Согласитесь, что женщина может быть хорошим экспертом и хорошим продавцом. Применяйте принцип «в бизнесе женщин нет, есть просто сотрудники», только тогда, когда идет речь о продвижении по служебной лестнице. Вот и все. Единственно, чтобы все-таки не отрываться от реальности, придется признать, что это совсем непросто… Однако реально, и это все чаще и чаще подтверждается нашими талантливыми женщинами – «звездами» и «музами». |
|
Всего комментариев: 0 | |