15:03 Хозяйственное освоение территории Брянских земель Восточными Славянами |
Каковы были занятия славян в те далёкие времена? Прежде всего, конечно, они возделывали землю. Вятичские землепашцы, на лесостепных чернозёмах (как и под возникшим позднее Карачевом) по археологическим данным, знали такое пахотное орудие, как плуг уже с YIII-IX вв. В опольях и предопольях (северяне) использовалось полозное, затем бесполозное рало — орудие, только рыхлящее землю (по-славянски «орать» значит пахать, а «оратай или ратай» — пахарь), плуг же появился здесь значительно позднее. На западе и севере современной Брянской области (радимичи, кривичи) в X веке всё ещё господствовало подсечно-огневое земледелие. В полесьях и предполесьях на смену ему пришла обработка земли сохой (древнейший сошник, найденный на территории Брянского края, датируется XII веком, но сохи были целиком деревянные и не сохранились). Соха по происхождению восходит или к бороне-суковатке, или к бесполозному ралу). В лесистых низменностях левых берегов Судости и Десны земледелие было мало развито, распахивались лишь мягкие пойменные земли. Брянские земледельцы той эпохи выращивали просо, мягкую и твердую пшеницу, ячмень, овёс, озимую рожь, лён, коноплю, различные бобовые культуры и овощи (капусту, репу, редьку, лук, огурцы, чеснок). Естественные удобрения для пашен поставляло скотоводство. В земледелии уже в XI веке для восстановления плодородия земель использовались двухпольная система, с оставлением части земли под пар. Это избавляй от необходимости постоянно расширять площадь пашни, но в конечвви итоге также вело к постепенному истощению земель. Деревянные плуги и гончарные изделия Из собрания Брянского Крачеведческого музея Важным занятием у славян было бортничество, то есть сбор мёда в воска в лесах, где дупло дерева мог заселить пчелиный рой. Существовали и княжеские, и частные, и общинные бортные угодья. Сбор мёда не позволял славянам безжалостно вырубать леса, ведь тогда негде было он жить пчёлам. И мёд, и воск, и шкуры зверей продавали своим и заморским купцам, везли в Киев и Царьград. Развивается и ремесло, в XI веке ориентированное в основном на заказ, а с XII века — на рынок. Некоторые его виды, в частности выплавка железа из болотных руд, из-за повышенной опасности пожара развивались вдали от больших поселений — в поймах рек, у болот и озёр, ближе к источникам сырья, в отдельных маленьких посёлках. В сёлах работали гончары и кузнецы, в зарождавшихся городах, княжеских и боярских (с XII века) усадьбах — ювелиры, оружейники, шорники, делавшие конскую упряжь, кожевенники, сапожники, портные. Имя вятичей встречается на страницах летописи ещё в XIII веке, городами вятичей летописцы называют Карачев, Козельск, Мценск, Новосиль, Тарусу и ряд других, частью исчезнувших с лица земли. Радимичей летописец в последний раз вспоминает в 1170 году, а северян — в 1024-м, когда они выступили на стороне черниговского князя Мстислава Владимировича в его междоусобной битве с братом Ярославом Мудрым на реке Листвене. Мстислав, кстати, победил... То, что племена больше не упоминаются в летописи, не означает, что вятичи, радимичи и северяне вымерли. Просто они стали русскими, сохранив какие-то речевые и бытовые особенности, но всё же утратив отдельную от русской историю и государственность. |
|
Всего комментариев: 0 | |