09:17 Кировский омнибус, или общественный транспорт в Вятке до революции |
Сто лет назад Киров, тогдашняя Вятка, имел население примерно в двадцать раз меньшее, нежели сегодня. Впрочем, по тем временам даже 25 тысяч позволяли считать город крупным – тем более, что регион до сих пор остается малонаселенным, и мегаполисов там попросту нет. Учитывая низкую этажность тогдашней застройки, даже при небольшом (в современном понимании) населении Вятка занимала приличную территорию, и преодолевать здешние расстояния пешком захотел бы не каждый. Следовательно, возник вопрос о том, а не запустить ли какой-нибудь общественный транспорт, который перевозил бы желающих за некую мзду. В 1908 году несколько местных купцов представили в городскую думу общую инициативу строительства линий конного трамвая. Сейчас такой транспорт давно признан непрактичным, но о нынешних автобусах, троллейбусах и центральном таксопарке тогда даже помыслить не могли, так что конка выглядела хорошим решением проблемы. Купцы обязались самостоятельно заняться проектированием, а также полностью профинансировать строительство и дальнейшее содержание, тогда как от депутатов требовалось просто дать согласие на преображение города. Впрочем, чиновники тогда предпочли зарубить эту идею, посчитав ее нереальной. Любопытно, что общественный транспорт все-таки появился в Вятке уже в следующем, 1909 году. Тяга экипажей, конечно, все равно оставалась лошадиной, но проект госпожи Пекарской не предполагал строительства никакой инфраструктуры в виде рельс – видимо, поэтому депутаты и согласились. Предпринимательница предложила возить пассажиров восьмиместными каретами, именуемыми омнибусами – следовательно, это был прообраз не трамвая, но автобуса. Направление их движения было выбрано максимально практично – прокатиться на омнибусе можно было от одного вокзала до другого, проезжая при этом центр города. Стоимость поездки составляла 12 копеек – такое удовольствие все еще мог позволить себе не каждый гражданин, и, тем не менее, услуга не была рассчитана исключительно на самых богатых горожан. Для тех, кто уезжал из города с тяжелым багажом, такая трата себя оправдывала, а проезд от одной остановки до следующей стоил всего 4 копейки. Хотя в наше время замысел кажется правильным, практичным и прибыльным, госпожа Пекарская где-то просчиталась – ее предприятие оказалось убыточным. Спустя всего год после своего появления кировский омнибус навсегда канул в Лету. |
|
Всего комментариев: 0 | |