Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Статистика



Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Новости Брянск

Главная » 2010 » Март » 29 » Мракобесие властей брянских
08:00
Мракобесие властей брянских


Идеологический конфликт вокруг парка-музея им.А.К.Толстого перерастает в бюджетный скандал: кто же решил «отмыть» деньги в «чертовом» фонтане?

Судьба фонтана в парке-музее имени А.К. Толстого, кажется, решена – вместо Чертовой мельницы воздвигнут Водяную с шестеркой мельников и котом в придачу. За новое решение власти готовы выложить немалую сумму: только за работу резчиков – один миллион рублей. Плюс расходы на восстановление макета мельницы и замену коммуникаций фонтана. Запустить новую модель планируют уже 1 июня. И общество, расколовшееся было на две части, условно говоря, «за чертей» и «за попов», успокоилось. Даже отец-основатель парка Валентин Динабургский вроде как благословил почин городских властей…

Но не тут-то было. Валентин Давыдович лично рассказал, что его слова превратно истолкованы: «Я одобрил только стиль новой композиции, предложенный скульптором, который работал еще над чертями. А так – новое решение не несет в себе никакой идеи, здесь нет сути». К тому же, заметил Динабургский, разговоры о том, что автор-резчик Леонид Ставцев заломил перед властями баснословную сумму за свою работу, а после и вовсе продал готовые скульптуры в Подмосковье не более чем слух. Что ж, газета решила выяснить, кому на руку такие инсинуации, и как же на самом деле развивалась ситуация с парком.

Скульптора Леонида Ставцева мы застали во дворе его мастерской в окружении четверки чертей и пары мельников – старых и новых.

- Леонид Юрьевич, кто же заказывал вам чертей?

- Ни парк Толстого, ни администрация города непосредственно работу мне не заказывали. Мой заказчик – гендиректор фирмы, взявшей подряд по комплексному ремонту парка Толстого. Его зовут Игорь Павлович Николаенко.

- Как развивалась ситуация с этим заказом?

- Два года назад приехал ко мне Игорь Павлович и предложил сделать точные копии скульптур из композиции «Чертова мельница». Дело в том, что старые черти действительно сгнили настолько, что восстанавливать их не имело смысла. Именно тогда мы договорились об объеме работ - четыре скульптуры (три черта и мельник) и сумме – 650 тысяч рублей за работу.

За два года сумма не изменилась ни на копейку. Николаенко привез два пня, я же в течение семи-восьми месяцев сделал две скульптуры, вот они стоят у меня во дворе. Игорь Павлович пришел в отдел культуры за частью оплаты, услышал, что денег нет. Начальник отдела культуры города Брянска Владимир Севченков сказал ему: «Пусть мастер делает фигуры полностью, под ключ, тогда и расплатимся». Николаенко не согласился брать на себя такую ответственность. На этом все закончилось. Позже я приходил в отдел культуры к Владимиру Севченкову, и он уже лично предлагал мне сделать всю композицию – а это плюс к оговоренным ранее четырем фигурам мельничное колесо и деревянную обвязку фонтана - за 350 тысяч рублей. Я отказался. Но у меня осталось недоумение: когда два года назад мы договаривались, никто не сказал мне, что 650 тысяч – это дорого. Деньги были заложены в бюджете, выделены целевым образом. Куда, на каком этапе, кем эти деньги были потрачены? В этой ситуации понятно поведение ответственных лиц Брянска, фактически заявляющих в прессе: мол это Ставцев – жадина, это мастер – рвач.

- Леонид Юрьевич, в прессе мелькали мнения, что раньше деревянные скульптуры возводили практически бескорыстно, из любви к искусству, или, скажем, за оклад. А вот теперь гонораров требуют…

- Вот, знаете, когда почти год кувалдой огромной помашешь: летом солнце макушку печет, зимой ноги мерзнут… В общем, надо понимать, что искусство и удовольствие от него – вещь необходимая и обязательная. Но даром, без оплаты этого никто делать не будет. Тогда, 25 лет назад, мы со скульптором Орловым получили за работу над фонтаном «Чертова мельница» гонорар в 50 тысяч рублей на двоих. Каждый из нас мог купить по тем ценам две «Волги». По сравнению с этим то, что я попросил за свою работу сейчас - 15 тысяч евро, смехотворная сумма.

- Всюду акцентируют внимание на том, что вы – мастер-самоучка…

- Нет, я профессиональный скульптор, окончил Орловское художественное училище по этой специальности. Работаю на частных заказах, выполнял работы для муниципалитетов, организаций, фирм, частных людей. В Брянске мои работы можно увидеть на территории завода БМЗ – например, фонтан с пилоном, Гермесом, и прочей «образностью», барельефы; оформлял некоторые кафе и рестораны.

- Сейчас звучат сомнения и в художественной ценности фонтана «Чертова мельница» и в его нравственной, что ли, состоятельности. Вам это не обидно?

- А на кого обижаться? Судьи кто? Не хочется обижать человека, но в голове все это не укладывается... Недопустимо такое бескультурье и малограмотность. Впрочем, именно бескультурье и влечет за собой такую бесцеремонность, безапелляционность, в итоге – хамство и духовный вандализм.

Как можно объявлять «крестовый поход» против деревянных сказочных чертей? Зайдите в любую библиотеку, в школу, детсад, в любой даже дом, квартиру – у всех есть сказки Пушкина, например «Сказка о попе и работнике его Балде», русские народные сказки Афанасьева, а там ой сколько чертей, книжки с репродукцией врубелевского «Демона». С чего, с кого будем начинать инквизицию?
В свое время снимал парк Юрий Сенкевич для «Клуба кинопутешественников». Он признавался, что поражен и самой яркой, талантливой идеей и уровнем исполнения. В двухсерийном фильме о Брянской области парку отведено было особое место и внимание парку-музею и отдельно - Чертовой мельнице. В парке должна бережно храниться стопка книг отзывов посетителей. Там есть отзывы и Сенкевича, и Гагарина, и политиков и искусствоведов, и детей. Их почитайте. Получите мнение о ценности - художественной, нравственной, эмоциональной.

Опять же, если забыть о том, что по Конституции у нас церковь отделена от государства, стать на христианскую позицию: в центре христианского мира, в Риме, в росписях Сикстинской капеллы меж святыми нашлось место и чертям. У нас же они объявлены «языческими идолами». Приятно слышать со всех сторон, что в Брянске – темнота и мракобесие? Ведь эта история уже всю страну насмешила и даже заграницу. Мне звонят из Канады, Литвы, просят сделать такой же фонтан. В Каунасе прямо напротив музея Чюрлениса стоит Музей чертей - вот этот музей пытается заказать мне точную копию. Хозяин кафе в Орле, частное лицо из Дятькова готовы приютить моих чертей, предлагают за них гораздо большие деньги. Выслушиваю: «Надо же настолько не любить свой город, чтобы не найти несчастных 15 тысяч евро!». Но я понимаю, что и власти наши не в деньги вовсе уперлись. И я не могу руководствоваться только «выгодностью» предложений.

Мне жалко, жалко отдавать Чертову мельницу в чужой двор, в частное кафе, в другую страну. Фонтан для Брянска был сделан: с душой, с любовью, с юмором, со всем искусством и старанием. Его люди полюбили. Сколько там хорошего было, сколько там молодых познакомились... - и в голову не приходило кому-то их пугаться, порабощенных и несчастных…

- А ведь уже есть сообщения о том, что вы продали невостребованных парком «чертей»…

- Нет, не продавал. Какое я имею право продать скульптуры, созданные из чужого материала, не согласовав с заказчиком? Заказчик ищет варианты оплатить уже сделанную мной работу, выбрать покупателя для скульптур и расплатиться со мной. Но то, о чем я только что говорил, – это заказы на восстановление полного проекта-копии Чертовой мельницы. Эти переговоры ведутся уже лично со мной.

- Где же «старые черти»?

- Двое - вот, во дворе моей мастерской, – я с них копировал заказанных новых. А две другие скульптуры валялись некоторое время возле сцены в парке. А потом исчезли. Это у дирекции парка надо спросить, я не брал.

- Знакомый врач как-то сказал: по истории с парком Толстого городу можно ставить клинический диагноз. Он неутешительный. Здоровые силы есть, но играют декоративно-развлекательную роль. Так что лечение одно – валить отсюда. Ну, горько, горько было это слышать. Не хочется «валить», любимый же город…

- Вы знаете… Я вот сейчас в таком состоянии, мне не хочется ничего делать для Брянска. То есть мне хотелось, и я делал. Но вот такое отношение, поведение действительно руки отбивает. А отношение к парку… Для многих брянцев он, прежде всего, часть личной, семейной истории. Многие об этом говорят, вздыхают очень горько. Но как-то тихо, недружно и негромко. Нет в городе ясного, четко выраженного общественного мнения по больному вопросу.

А без общественности толку не будет. Директора что ли будут парк защищать? На моем веку сменилось их несколько в парке Толстого. И только у Валентина Давыдовича было отношение к нему как культурной ценности. Последнее поколение директоров относилось к парку то как к «иждивенцу», то как к «дойной корове». Сначала, сам слышал, высказывались: «На черта нам этот парк? Денег на него не выделяют, сам он денег не приносит – крутись, как хочешь!».

Когда начали ставить пивные шатры и шашлычные, деньги потекли, услышал от предпоследнего такую фразу: «Была б моя воля – спилил бы на хрен эти «скульптуры»: только деньги жрут – поддерживать их в благопристойном состоянии!» И это при том, что за 25 лет никто особо не вспотел, лелея скульптуры. При том, что парк Толстого, пожалуй, единственное место, достопримечательность, куда те же «хозяева города» могут привести своих гостей города. Город серый, больше и удивить-то нечем, порадоваться нечему… В овраг разве что сводить?                                                          Беседовала Елена Воробьева

Источник: Брянская жизнь


Категория: Общественная Жизнь | Просмотров: 1071 | Добавил: witkom | Теги: фонтан в парке Толстого | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.