14:50 Первые годы Литовского владычества |
Не следует считать включение Брянского края в сося кого княжества Литовского «оккупацией», захвати ещё насильственным действием. Москва в 1356 гч общепризнанным центром объединения русских земель историческая Русская земля, в том числе Киев, была у литовцам. Гедимин принял титул великого князя Литовско1 Русские играли в Литве важную роль — они служил в войске управляли от имени литовских князей территориями, вели переговоры. В родословных литовские князья объявляли себя потомками Рюриковичей, правивших в Витебске и Полоцке. Гедимин и его наследники использовали в качестве фамильного герба знак, напоминающий родовой знак Рюриковичей — «трезубец» или «двузубец». У литовцев эта эмблема до сих пор служит одним из национальных символов и носит название «Гедиминовы или литовские колюмны (колонны)».
1. Печать князя Изяслава Ярославича (XI в.). 2. Отпечаток княжеского знака Рюриковичей. 3. Сребреник князя Ярослава Мудрого. 4. Княжеский знак Святослава (960-е гг.) «Двузубцы» Рюриковичей, изображенные на глиняных сосудах из Трубчевска. XII век. «Гедиминовы колюмны» в качестве государственного символа на современной литовской почтовой марке (фрагмент) ЯГАИЛО '(Ягелло) великий князь Литвы (1377—1392); король Польши (1386—1434) СВИДРИГАИЛО великий князь Литвы (1430—1432); изгнан с престола Сигизмундом КЕЙСТУТ (1345 —1377 — соправитель Ольгерда) из его трех сыновей двое' стали великими князьями. Погиб в 1382 г. в борьбе с Ягайло КАЗИМИР IV - Ягеллончик великий князь Литвы с 1440; король Польши с 1447 ВЛАДИСЛАВ II - Ягеллон король Чехии с 1471; король Венгриис 1490 К православию язычник Гедимин относился благосклонно, а его сын и наследник Ольгерд, дважды женившийся на русских княжнах, был православным человеком, строил в литовской столице Вильне (современный Вильнюс) православные храмы и монастыри, а перед смертью в 1377 году принял монашество по православному обряду и был похоронен в православной церкви. Заметная часть литовской знати перенимала русские обычаи, православную веру, язык. Летописи и судопроизводство в Литве велись по-русски. Да и в политической жизни Руси литовские князья участвовали активно — их приглашали Новгородское и Псковское веча в качестве князей, причём в Новгороде и Пскове князья крестились, а литовец Довмонт-Тимофей, князь-защитник Пскова от немецких рыцарей, стал русским святым. Всё это доказывает — Литву русские в XIV веке расценивали как один из центров своего национального единения (наряду с Москвой или Тверью). Вот почему 2/3 литовских земель были землями русских княжеств и жили здесь русские люди довольно мирно, по своим законам и обычаям. Брянское вече, не чувствуя себя в чём-то хуже новгородского или псковского, пригласило, как и они, литовского князя в город. С признанием литовской власти Брянск получал покровительство сильного государства, избавление от татарского ига и тяжелой ежегодной ордынской дани-«выхода», от грабежей и насилий. Судьба этого князя подтверждает сказанное нами о положении русских в Литве. Роман жил, как привык, и служил, кому хотел: он упоминается в летописях с 1375 года, когда участвовал в походе Дмитрия Донского на Тверь. Ещё раньше упоминает «великого князя Романа» договор 1371 г. Дмитрия Донского с Ольгердом. По другим источникам можно заключить, что Роман на стороне Дмитрия Донского участвовал в Куликовской битве — и погиб в традиционно враждебном брянским князьям Смоленске, которым правил от имени литовского великого князя Витовта с 1401 года. Интересно, что Витовт в 1404 году, упрекая своего зятя, московского князя Василия Дмитриевича, укрывшего убийцу Романа, говорил так: «Брата мне и тебе, князя великого Романа черниговского убил и казну его взял». Значит, служилого русского князя Витовт считал себе ровней... Роман был женат на карачевской княжне Марии, у них был сын Семён. |
|
Всего комментариев: 0 | |