13:37 Распростроненние Христианства в Брянских землях |
В 988 году произошло величайшее событие в русской истс — князь Владимир крестился и утвердил на Руси православную xpi тианскую веру. Народ в столице, считая, что «если бы не было хорошим, не приняли бы этого князь, наши бояре», последовал за святыи Владимиром — и обрёл душу (ведь православие и есть основа русской души). Деревянные идолы языческих богов — Перуна, Велеса, Хорса, Симарыла, Мокоши были сброшены в Днепр или сожжены. Князь Владимир пытался следовать примеру первого христианского императора Рима Константину Великому, устроившему себе новую, христианскую столицу, Константинополь-Царьград. По библейскому образцу, как земное отражение небесного города Иерусалима, где живут на семи холмах праведники, князь Владимир тоже объявил: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу и по Суле, и по Стугне. В.М. Васнецов. Крещение Руси.
Эскиз росписи для собора во имя Святого князя Владимира в Киеве С юга, из Черниговской епархии, основанной в 992 году, двинулись проповедники христианства в южные пределы Брянских земель, а в северные — из Смоленска, крещёного самим князем Владимиром в 990 году Однако далеко не все племена радостно приняли веру во Христа. Преподобный Нестор-летописец с возмущением описал нравы этих упорных язычников, среди которых главными оказались жители Брянского края: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели всё нечистое...» (Нечистой едой христиане считали некоторые виды мяса — конину, например, или «неправильно» убитую дичь и т.п.) Возмущало преподобного Нестора, что вятичи, радимичи и северяне сквернословили в присутствии старших и женщин ( при отцах и при снохах), что не заключали браков, какие приняты у христиан, но устраивали между несколькими селами игрища (видимо, какие-то состязания, сопровождавшиеся плясками и песнями) — и на этих игрищах «воровали» себе жён, предварительно сговорившись с выбранной девушкой. А кроме того, язычники были многоженцами — имели по две и по три жены. И обряд погребения у язычников никак не мог понравиться христианину — умершего поминали на тризне, прощальном пире, а потом, сложив костёр, сжигали тело. Оставшиеся после костра пепел и кости складывали в небольшой сосуд. «Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон», — обличал преподобный Нестор. Н.К.Рерих. Идолы. 1901 г. Именно так могли выглядеть языческие капища-святилища вятичей, радимичей и северян В 1097 г. на съезде русских князей в городке Любече под Киевом территория вятичей была закреплена в качестве владения за сыновьями Святослава Ярославича, внуками Ярослава Мудрого как часть Черниговского княжества Вятичи более упорствовали в язычестве — и не желали признавать власти христианских князей. Уже в конце XI века Владимир Мономах предпринял несколько ходов в их землю (1082 - 1083 гг.): «А в Вятическую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его...», — вспоминал «Поучении к детям» Мономах свои сражения вятичским старейшине Ходотой. Языческие амулеты из различных курганов на территории Брянской области Всё было, увы, безрезультатно: вятичи продолжали сопротивление в сохраняли прежние верования. Однако там, где оружие оказалось бессильно, проявило свою мощь Слово Божие, принесённое самоотверженным и благочестивым проповедником, жизнь и труды которого описал в начале XX века настоятель брянского Покровского собора священник Владимир Попов.В начале XII века в Киево-Печерском монастыре, монахом которого, как уже отмечалось, был и преподобный Нестор, жил потомок вятичских князей Кукша (это имя языческое и означает лесную птицу сойку). С детства, будучи христианином, Кукша имел тягу к монашеской жизни, и в конце концов стал монахом. Предметы из курганов славян-язычников, Преуспев в монашеских молитвенных трудах и добродетелях, Кукша печалился о своих соплеменниках, чьи грубые языческие нравы были известны и за пределами земли вятичей. В 1115 году после беседы с желавшими просветить вятичей верой Христовой северским и черниговским князьями (в формальном подчинении у которых находилась вятичская земля) Кукша отправился проповедовать христианство непокорным язычникам. Проповедник вместе с учеником своим Никоном поднялся на лодке по течению Днепра и Десны. Первая проповедь Кукши прозвучала, по преданию, в пределах современного Брянска. После этого отважный углубился в вятичские леса. Здесь он, состязаясь с языческими жрецом свёл
молитвой с неба дождь, высушил озеро (язычники поклонялись озерам и
приносили им жертвы, считая озёра воротами в иной мир) — «во множестве
крестил новых христиан». Всё это вызвало гнев языческих жрецов, и они
убили Кукшу и Никона. Проповедников обезглавили, по преданию, в районе
современного города Мценска (Орловской области)найденные на территории Брянской области Здесь можно рассмотреть множество подвесок-лунниц (в форме полумесяца) и медальонов с изображением бычьей головы. И то, и другое — языческие амулеты, посвященные луне и солнцу. Ещё амулеты могли иметь форму маленького топорика (символ бога-громовержца) и конька (конь почитался язычниками как проводник в иной мир) — такие тоже встречаются в наших краях. Попробуйте определить, каким племенам принадлежат височные кольца, расположенные в центре фотографии Великий князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах Миниатюра из рукописной книги «Корень великих государей царей и великих князей Российских». Москва, 1672 год Святой Кукша Икона 1903 года, находившаяся в Брянском Покровском соборе. В медальоне, расположенном поверх раскрытой книги, укреплена частица мощей святого. Сам Кукша изображен в монашеском одеянии. В правой руке святого — крест, символ мученичества, и пальмовая ветвь, символ Благой Вести и апостольского служения. Церковь уподобляет святого Кукшу апостолам, ученикам Христа, разнесшим Благую Весть о Спасителе по всей земле. Кукша принес эту весть вятичам Однако злоба язычников оказалась бесплодной. Вятичи, пусть в отдельных местах и сохранившие до XIV века языческий погребальный обряд, в большинстве своём стали православными христианами и, как следствие, частью русского народа. Тело Кукши вновь обращенные христиане доставили в Брянск, затем по Десне — в Киев, где оно до сих пор покоится в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Проповедник, пострадавший за веру, стал святым Русской православной церкви. В Брянске, в городском Покровском соборе, с 1903 года находилась большая икона святого Кукши и частица его мощей (небольшая часть тела святого). Ещё в 1923 году горожане торжественно отметили память своего святого просветителя (церковь отмечает этот лень 27 августа по старому и 9 сентября по новому стилю), а в 1924 году, во распоряжению властей, собор был закрыт, икона исчезла... |
|
Всего комментариев: 0 | |