Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Статистика



Онлайн всего: 121
Гостей: 121
Пользователей: 0

Новости Брянск

Главная » 2010 » Февраль » 17 » Расселение славянских племён.
00:40
Расселение славянских племён.
В начале XII века был создан рукописный труд, посвященный истории Руси. Это — «Начальная русская летопись», или «Повесть ременных лет». Традиция приписывает её авторство монаху Киево-Печерского монастыря, преподобному Нестору-летописцу (конец XI века— начало XII вв.), а если это так, то он был (Первым,  ставшим для нас известным, русским историком   и   первым историком   Брянского Края («Преподобным» святым у православных считается человек, известный при жизни особенным   благочестием, то  есть   соблюдением божественных  правил, или заповедей, в мельчайших подробностях.) Христиане   называют святыми праведников, которые заслужили почётное место на небесах. Считается, что Бог действует через них в нашем мире, их изображают на иконах.

 Первыми святыми стали ученики Иисуса Христа (апостолы), принявшие мученическую смерть за веру. Церковь посвящает им специальные службы, люди молятся им, считая их небесными заступниками, помощь которых важна в п седневной жизни.
Итак, мы, благодаря древнейшей летописи, узнаём имена людей того далёкого времени, названия племён, живших на пространствах Древней Руси, знаем, с кем воевали князья и народы, с кем они дружили торговали, кому платили дань...
 Откуда обо всём этом знал сам летописец? Отчасти он был очевидцем описываемых событий или расспрашивал свидетелей прошло доживших до его времени, торговцев, воинов, путешественников, и пользовался византийские летописи-хроники, написанные на греческом языке, который знал Нестор. В его распоряжении были договоры и законодательство князей, и, вероятно, записи о прошлых временах, сделанные неизвестными предшественниками Нестора. «Повесть времени лет» — это древнейший из дошедших до нас главный источник, повествующий о первых веках нашей истории. Прочее — сохранившие документы, иностранные хроники, археологические памятники — можно лишь дополнять или даже опровергать некоторые из сюжетов летописи, никогда не заменит и не упразднит этот фундамент нашей национальной памяти. Последуем и мы за Нестором-летописцем, по мере надобное уточняя его рассказ.
Как всякий образованный человек Средних веков в Европе, а к тому же монах, Нестор-летописец — убежденный христианин, и главной книгой для него являлась Библия. Историю славян преподобный Нестор также связал с библейскими событиями. Он считал своих соотечественников потомками Иафета, старшего сына библейского праотца человечества Ноя. Ной и его семья были, как известно, единственными людьми, которых Бог пощадил во времена всемирного потопа — пощадил за благочестие, скромность, незлобливость и трудолюбие... Однако правнуки Ноя разделили между собой землю после того, как потерпело крах строительство ими Вавилонской башни, — и Бог, в наказание строителям, попытавшимся без духовных усилий, одним материальным трудом и деньгами достичь Неба, смешал им языки. Потомки Ноевых сыновей перестали понимать друг друга, вместе жить не смогли — и разошлись по белу свету. Роду старшего сына Ноя, Иафета (Афета, Яфета), достались север и запад мира.
 Позже, в XIV веке, в поэме «Задонщина», посвященной Куликовской битве, Русь была названа «жребием (то есть уделом, законным владением) сынов Иафетовых» — значит, и через триста лет после Нестора его взгляд на происхождение Руси был общепринятым.
Итак, вот что говорит о происхождении славян «Повесть временных лет»: «По разрушении же столпа (то есть башни) и по разделении народов <...> сыновья <...> Иафетовы <...> взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык (то есть народов) произошёл и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне». Что шачит «норики»? Вероятно, жители древнеримской провинции Норик, располагавшейся между верхним течением реки Дравы и Дунаем (территория современных южнославянских государств). Как оказались славяне в тех далеких местах? Ответ дают старые европейские хроники и археологические раскопки.
 Вопрос о прародине славян, об их появлении в Восточной Европе (а они вряд ли были коренными жителями этой территории) до сих пор остается до конца неразрешенным. Даже при сопоставлении данных различных исторических источников не удается точно сказать об образе жизни и местах первоначального обитания далеких предков современных восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов). Однако имеются и очевидные факты. Например, славянские народы говорят на индоевропейских языках, то есть сложились из сплава различных индоевропейских племён.
 Формирование индоевропейской общности началось с V тысячелетия до н.э. в Малой Азии или на Балканах. Вплоть до II тысячелетия до н.э. происходило расселение этих племён на огромной территории от Индии Западной Европы и отпочкование от индоевропейской группы отдельных народов. Протобалто-славяне постепенно разделились на балтов и славян со II тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия до н.э. Итак, «Повесть временных лет» говорит о «дунайской прародине» славян (так же, как ряд польских и чешских хроник). Именно отсюда летописец ведёт их расселение. С Дуная на Днепр, по мнению летописца, славяне вынуждены были переселиться под давлением воинственных соседей. «Когда волохи напали на славян подунайских, поселились сзади них и стали их притеснять, то славяне опять начали двигаться к северу: так одни пришли и сели на Висле <...> Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами...»

Карта Восточной Европы около 862 года, то есть года создания Древнерусского государства. На карте видны области расселения славянских племен по всему континенту
Большинство современных историков склонны полагать, что территория расселения славян располагалась севернее Карпат. По одно версии — на пространстве от Одера до Среднего Днепра, согласно другой — в междуречье Одера и Вислы.
Славяне постепенно расселились на территории Восточной Центральной Европы на широком пространстве от верховьев Вислы до Среднего Поднепровья. Другая славянская группа пошла на север восток вплоть до Днепра и вверх по Десне, в балтские земли современных Черниговской и Брянской областей.
 «Повесть временных лет» не оставила это последнее переселение без внимания, и мы знаем, какие именно славянские племена появились в наших краях: «Так же и эти славяне пришли и сели <.. .> по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами». От других славян преподобный Нестор отделяет радимичей и вятичей, как пришедших от ляхов, есть с территории современной Польши. На племенные особенности вятичей и радимичей указывает и их самоназвание, отличающееся от большинства племенных самоназваний восточно-славянских племён (поляне, древляне и т.д.). Но и вятичи, и радимичи, конечно, славяне. Вот что говорит летописец: «.. .радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были зедь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».
Итак, по летописным известиям мы можем сделать вывод, что на территорию Брянского края пришли три славянских племени — северяне, радимичи и вятичи. Археологи дополняют эти сведения, включая в этот список кривичей и полян-русь.
 По их данным, первые славянские древности появляются на юге территории современной Брянской области (в Трубчевском, Погарском и Стародубском районах) в VI—VII веках. Здесь же встречены и древнейшие славянские названия мест (топонимы) — Судо(го)сть, Радогощ, Случевск. Название «Десна» косвенно подтверждает направление славянско-поселения, указанное Нестором: Десна по-славянски значит «правая» < вероятно, название было балтским «Диена», а славяне его переиначили), правый приток Днепра. Но мы знаем, что главная река нашей области — левый днепровский приток. Сторону притока обычно определяют от истока реки, но для тех, кто шёл с низовьев Днепра, вверх по течению, Десна действительно была правым притоком. Нетрудно догадаться, кто шёл вверх по Днепру и его притокам.
 Проникновение славян в наши края носило в основном мирный жарактер, так как свободных земель было достаточно. Но случались и кровавые стычки — так, на Случевском городище (напомним, что гордище — это укрепленное поселение), на реке Судость, обнаружены скелеты людей с балтекими признаками, погибших в VI-VII веках при штурме городища. Это городище как бы «запирает» устье Судости и помешать оно могло тем, кто продвигался с юга вверх по её течению — то есть славянам. Как видим, название Десны и находки археологов указывают ее направление славянского пути. К концу X века на территории нынешней Брянской области славянские племена, по мнению археологов, расселились так: юго-восточная часть края с центром на Кветунском поселении у Трубчевска (современные Севский, Суземский, Комаричский, Брасовский, Навлинский, Трубчевский. частично Погарский и Почепский районы) вошла в состав Северянского племенного союза, Северской земли, о которой мы говорили во Введении. Самую северо-восточную часть (современные Карачевский, частично Навлинский, Дятьковский и, судя по всему, отчасти Брянский районы» заняли вятичи, северную часть области заселили смоленские кривичи. На запад нынешней Брянской области (бассейн Ипути), на территорию балтов, постепенно смешиваясь с ними и перенимая элементы их культуры, переселилось славянское племя радимичей. С юга, вверх по реке Снов, от Чернигова начали проникать дружины киевских князей, к середине X века завладевшие южной частью «нейтральной зоны» между северянами и бантами (позднее радимичами) (современные Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский районы). Эта территория вошла в состав земли русов.
 Следует отметить, что на протяжении 25 лет археологи Брянского государственного университета работают над уточнением карты расселения славянских племён на территории Брянской области, и эта работа продолжается...
 Археологи используют очень интересный метод, чтобы определить какое именно славянское племя занимало ту или иную местность, известно, язычники очень основательно подготавливали своих мертвецов в загробный мир: тело обряжали в лучшие одежды и украшения, клали в могилу то, что могло бы понадобиться живому человеку в далёком путешествии. В принципе, у всех восточно-славянских племён в могил; встречаются примерно одинаковые орудия труда, оружие, даже амулеты-обереги. Единственное, что у каждого племени имеет свою форму, — это женские украшения, в частности, височные кольца, которые крепились ленточках или ремешках у висков.
Учёные, сопоставляя летописные известия с археологическими находками, давно определили, какая форма колец соответствует тому или иному племени. Женщины-северянки носили, например, височные кольца в форме спирали (более богатые — серебряные семилучевые с opнаментом), радимичи — семилучевые, медные, без орнамента, вятичи-семилопастные (семь — священное число, вспомните: «семь раз отмери один отрежь», семеро мудрецов, семь чудес света и т.д.), у кривичей была самая простая форма — большое проволочное кольцо. Женщины побогаче носили серебряные кольца в несколько рядов, победнее — бронзовые не подозревая, как много скажет науке будущих веков их привычное украшение.

Женщина из племени вятичей
Облик воссоздан по останкам, найденным в кургане.
Обратите внимание на способ крепления височных колец


Височные кольца и другие украшения восточно-славянских племён





Категория: История Брянского края | Просмотров: 8505 | Добавил: witkom | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 2
1 Гость  
Статьи о славянообразовании, прародине славян. мировозрении славян. древнеславянском государстве Рось -
( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/ )
Карты древнеславянского расселения и государства Рось -
( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps )
Ответ: Спасибо за дополнительные источники

2 witkom  
Спасибо за дополнительные источники.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.