20:56 Трубчевское княжество |
Олег Святославич Стародубский с видимой неохотой выделил уделы своим младшим братьям Всеволоду (в Трубчевске) и Игорю (в Курске). После смерти Олега в 1180 году Игорь перешёл в Новгород-Северский, а Трубчевск был соединён с Курском в единое княжество Всеволода. Поход Князя Игоря. Художник Н.К. Рерих 1942г. Именно этот поход лёг в основу сюжета знаменитого произведения мировой литературы — «Слово о полку Игореве», а трубчевский князь изображён в этой поэме как образец воинской доблести и человеческого достоинства Древней Руси: «Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою, Яр-Тур Всеволод! Что тому раны, братья, кто забыл и жизнь, и почести, и город Чернигов, отчий золотой стол, и милой своей красной Глебовны свычаи и обычаи!» Кто же был этот первый, известный истории, трубчевский князь? Половецкая «каменная баба» Кочевники ставили такие изваяния на курганах своей знати, вероятно, поклоняясь этим идолам Князь курско-трубчевский Всеволод Святославич в летописях начинает упоминаться с 1159 года, когда отец был вынужден отправить его, маленького мальчика, заложником к киевскому князю. Позже, лет десяти-одиннадцати отроду, в 1165 году он терпит обиду от двоюродного брата своего, обещавшего, но не давшего ему собственного удела; в 1169 году пятнадцатилетний Всеволод уже участвовал в походе на половцев: в 1175 году вместе с братом Олегом осаждал Стародуб, а в 1180 году ходил на Всеволода Большое Гнездо, великого владимирского князя. С братом своим Игорем в 1183 году снова ходил на половцев. В 1185-м, по свидетельству летописи, он мужественно бился с врагами при реке Каяле: так, что оружие в его руке не выдерживало ярости боя. Тем не менее, Всеволод был взят в плен и пробыл в половецкой неволе дольше, чем его брат Игорь. Из плена трубчевский князь освободился вместе с племянником Владимиром Игоревичем в 1187 году. После этого летописи трижды вспоминают о нём: в 1191 году он вновь ходил с братом Игорем на половцев; в 1194 году был в Рогове (под Почепом) на съезде князей. В мае 1196 года Всеволод скончался. По словам летописца, он был из Ольговичей всех удалее силой, воспитанием, ростом, «и всею добротою и мужественною доблестью». Женат он был, вероятно, на внучке Юрия Долгорукого, Ольге Глебовне.Древнерусские меч, шлем и кольчуга XII века Сегодня мы знаем, как выглядел этот легендарный витязь. В 1947 г. в Чернигове экспедиция академика Б.А. Рыбакова открыла захоронение, по всем признакам принадлежащее Всеволоду Трубчевскому. Известный антрополог М.М. Герасимов по своей уникальной методике восстановил по черепу облик князя — сразу стала видна правота летописи: перед нами лицо человека очень сильного, мужественного, гордого, но и доброго, в чём-то застенчивого. Трубчевский князь Всеволод Святославич Указание на то, что в Трубчевске был свой князь и после Всеволода Святославича, встречаем в летописном рассказе о первой схватке с татаро-монголами у реки Калки в 1223 году. Многие князья и воины сложили головы в этом побоище, о трубчанах же сказано, что они сумели уйти со своим князем от татарской погони.Реконструкция М.М. Герасимова по черепу из захоронения в черниговской церкви Благовещения. 1947 год После этого летопись не вспоминает о Трубчевске до 1379 года, когда им уже владели литовцы. Дошли ли в 1238-1240 годах до города татары, а если дошли, то как обошлись с горожанами? Археологи не нашли в Трубчевске следов погрома. Однако, в XIX веке монахами Спасо-Чолнского монастыря, что под Трубчевском, было записано предание о битве с татарами русских воинов, о чудесном превращении татар в холмы-курганы. Кроме того, на территории Трубчевска есть так называемая слобода Жучина, название которой напоминает об Улусе Джучи, о том крыле империи Чингисхана, в которое входила Русь. Возможно, в Жучиной слободе жили татарские баскаки, сборщики податей. Конечно, древнерусские князья в основном занимались войной, потому что следовало защищать родную землю от внешнего врага, а свою честь — от соседа. Идеал человека Древней Руси — воинский идеал. Однако, как уже было отмечено, князья наших земель были любознательными образованными людьми — по их заказам писали книги, при их дворах велись летописи, князь мог отправиться в паломничество к христианской святыне за тридевять земель. Князья строили города и уговаривали купцов и ремесленников переезжать в них, селили людей в сёлах, чтобы земля «не скучала без пахаря». Религиозность русских князей была очень глубока — они способствовали крещению язычников, строили на свои средства храмы и монастыри (многие существуют и поныне), а, случалось — и нередко, сами, оставив власть, принимали монашество, исполняя в послушание духовному отцу самую чёрную работу, как черниговские князья Никола-Святоша и Игорь Ольгович, или брянский князь Олег Романович. Простые люди связывали свою судьбу с природными хозяевами княжеств, звались подданными Мономаховичей, Ольговичей, Дома святого Михаила Черниговского — и враждебно относились к чужим династиям. Древнерусское княжество напоминает со стороны патриархальную семью, где власть отца непререкаема, но основана не на силе, а на любви народной. Земля без князя считалась древнерусскими людьми неполноценной. Вот почему история древнерусских времён — это прежде всего история деяний князей. |
|
Всего комментариев: 0 | |