20:42 Вщижское княжество |
Вщиж (в летописи Въсчижь, Усчиж, Въщижь), находящийся npимерно в 50 километрах от Брянска, главный город Вщижского княжества доставшегося в удел Владимиру Давидовичу. Вщижская крепость в XII-XIII вв.
Реконструкция акаделтка Б.А. Рыбакова и В. Лопяло До своей смерти в 1151 году княжил в нём старший из братьев Владимир Давидович, а после него его сын — Святослав Владимирович (1157-1167 гг.) Чара-чаша вщижского князя Владимира Давидовича Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Надпись на этой чаше считается классическим произведением древнерусского застольного красноречия и в переводе на современный русский язык звучит так: «А это чара Володимера Давыдовича. Кто из неё пьёт, тому на здоровье, а хвалит пусть Бога и своего господаря великого князя»Когда черниговский князь Изяслав Давидович в 1157 году был приглашён киевлянами на правление вместо ненавистного им Юрия Долгорукова, его племяннику Святославу Владимировичу показался слишком мал его удел, и вщижский князь захватил города по Десне. Однако правление Изяслава в Киеве было недолгим, в 1159 году противники великого князя изгнали его из города, пригласив на княжение Ростислава Мстиславича из Смоленска. Однако Изяслав Давидович, по словам выдающегося отечественного историка Василия Татищева, «не терпя быть в покое, по малой вражде о владениях со Святославом Ольговичем умыслил на него воевать». В 1159 году бывший киевский князь после разорительного похода, пришёл к своему племяннику во Вщиж. Видя, что своими действиями он настроил против себя многих князей, Изяслав Давидович вместе со Святославом Владимировичем Вщижским стал искать поддержки у самого влиятельного на то время Андрея Юрьевича Боголюбского. Князья стали сватать его дочь за Святослава. Андрей согласился и послал во Вщиж на помощь будущим родственникам своего сына с дружиной. Однако даже брак Святослава с дочерью Андрея Боголюбского :: остановил Святослава Ольговича и его союзников, которые в 1160 осадили Вщижскую крепость. Изяслав Давидович к тому времени отправился к Андрею Боголюбскому, а Святослав Владимирович в тайне от него вынужден был признать зависимость Вщижского княжества от Святослава Ольговича как старейшего князя в Северской земле. В 1164 году Святослав Ольгович скончался, и старшим в роду стал вщижский князь Святослав Владимирович, который до конца жизни (умер он в 1167 году) оставался князем во Вщиже. Последующее политическое развитие княжества остаётся неизвестным, возможно, Вщиж вообще перестаёт быть стольным городом. В XIII веке Вщиж исчез со страниц летописи, так как он погиб г:: ударом татар, которые сожгли его в 1238 году. Вщиж стал в Брянском крае своеобразным градом Китежем (воспетый в преданиях и опере Н.А. Римского-Корсакова как православный город, укрытый Пресвятой Богородицей от татар под толщей вод). Только укрыт он был не водами, а землёй. Ещё Н.М. Карамзин в 1816 году писал в своей «Истории : сударства Российского»: «Сей город теперь неизвестен». Историку ответил вщижский помещик М.Н. Зиновьев, сообщивший, что, по мес ному преданию, под курганами Заветным и Благовещенским, покоятся остатки прежней княжеской столицы. Вщиж до раскопок С акварели XIX века В 1840-х годах владелица Вщижа В.М. Зиновьева-Фомина произвела первые раскопки древнего города. Были найдены остатки кирпичной церкви, на стенах которой сохранились фрески. Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов, что подтвердило предположение о бели города во время татаро-монгольского нашествия. У церковного алтаря был найден склеп и в нём громадный человеческий скелет — возможно, останки вщижского князя Святослава Владимировича. Вщижские находки поступили в Исторический музей в Москве. Особенный интерес представляют найденные на развалинах храма два бронзовых подсвечника западноевропейской работы, западный же бронзовый рукомой (сосуд для торжественного омовения рук перед богослужением) в форме птицы с человеческой головой и чудесной работы бронзовые литые решетки, часть осветительного устройства — хороса. Сохранилась и храмовая лампада. Вщижские находки: бронзовая литая арка местной работы, бронзовые подсвечники и рукомой из Западной Европы, княжеская пряжка с оленем и золотой перстень. Штурм града татарами Западноевропейские предметы во Вщиже свидетельствуют о широких торговых и династических связях Вщижского княжества с Европой, о по-настоящему европейской цивилизации Древней Руси, разрушенной татаро-монгольскими ордами.Художник И. С. Глазунов, 1969 Ещё в XIX веке археологи довольно точно представляли себе, как выглядел вщижский храм. Он был одноглавый, высокий, окружённый наружной галереей, под которой проходили собрания горожан. Видимо, здесь решили биться с татарами, здесь же приняли и последний бой. И храм, словно воин, тоже погиб в этой битве... Вщижский храм Благовещения Пресветой Богородицы В 1940-х годах экспедиция академика Б.А. Рыбакова вновь проводила раскопки на развалинах Вщижа и дополнила сведения об этом городе. Вщиж был значительным для своего времени поселением. В центре города находился кремль-детинец, срубленный из дубовых брёвен. Самая высокая башня располагалась в центре детинца, на расстоянии «перестрела» от каждой стены, чтобы можно было разить врагов, прорвавшихся на городские укрепления. На стенах Вщижа стояли большие арбалеты — механические луки, стрелявшие железными коваными стрелами. Внутри детинца возвышался двухэтажный княжеский дом, крытый медью и отапливавшийся тремя печами. Пищу в доме варили в больших медных котлах, чтобы хватило на всю дружину и домочадцев. Из княжеских вещей археологи нашли железную личину от шлема, защищавшую лицо воина в бою; золотой перстень (знак свободного человека и хозяина), изящную пряжку с золотым изображением оленя.XII век Реконструкция Брянского краеведческого музея В детинце вокруг княжеского дома находились дома дружинников, на площади были коновязи для боевых коней. Вокруг детинца располагался посад, где жили купцы и ремесленники — гончары, кузнецы, литейщики, шорники и другие мастера. Каждый князь был рад иметь таких людей в своём городе, ведь от их труда зависел достаток княжества. В пользу князя ремесленник выполнял определённый «урок» (заказ), за который князь мог и наградить, а в остальное время работал на себя. Средневековый ремесленник — гордый, знающий себе цену человек, часто очень богатый (в Боголюбове после убийства князя Андрея Боголюбского чернь первым делом бросилась грабить княжеских мастеров). Даже монголы, захватив в плен таких людей, ценили и берегли их. Во Вщиже было достаточно грамотных и благочестивых людей — и не только среди духовенства и дружинников. Так, на отлитой местным мастером удивительно красивой бронзовой арке можно прочесть: «Господи, помоги рабу своему Константину». А на клыке кабана, который носили на шее как амулет-оберег, читаем: «Господи, помоги рабу твоему Фоме»... Среди находок археологов в разорённом городе — металлическое писало — острая палочка, которой писали на бересте и воске. Княжеский шлем с личиной. XIII век Древности из собрания Брянского музея: крестики, иконки, амулет-змеевик, клыки животных с процарапанными христианскимиО трагической судьбе Вщижа размышлял великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев, поместье которого располагалось неподалёку от древнего города. Вщижские курганы послужили для него символом бесполезности человеческих трудов и подвигов перед бездной времени: От жизни той, что бушевала здесь, Гибель безвестных воинов Вщижа не была напрасной. Они пали за христианскую веру, сражаясь с её врагами; они смертью подтвердили верность своему князю, своей земле, бросая вызов и смерти, и неумолимому времени.От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелею, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь... Да два-три дуба выросли на них, Раскинулись и широко, и смело. Красуются, шумят, - и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их. |
|
Всего комментариев: 0 | |