20:58 Бесславные ублюдки | |
Тарантино сотворил свой миф о Второй мировой, в котором гитлеровцы всего лишь недоразвитые кривляки с убогой психологией, не заслуживающей анализа Подозрение в том, что каннская публика в этом году была малость не в себе, зародилось еще в дни Московского кинофестиваля. Посмотревшие триеровского «Антихриста» тогда насмешливо переглядывались и недоумевали: интересно, ну что же Канны здесь разглядели женоненавистнического? Может быть, уважаемые коллеги попросту перегрелись на средиземноморском солнышке? После «Бесславных ублюдков», «забуканных» за тоскливость и бездумье, последние сомнения отпали: каннские критики попросту утратили способность получать удовольствие от кино. Не высоколобого «профессионального», когда вглядываешься в очередную артхаусную бездну, а оттуда на тебя одна за другой выпрыгивают интерпретации, — но обычного, зрительского. Как в детстве, когда в зале стоит шум и свист, а твой одноклассник кричит: «Так его, так!» или всхлипывает, когда нашего застрелили. Сюжет «Бесславных ублюдков» можно пересказать в одной фразе, но мы этого делать не будем: если испортить человеку удовольствие от фильма, он наверняка обидится, подстережет в темном переулке и расквитается при помощи бейсбольной биты. И будет не то чтобы не прав. Так что придется многословно, зато без спойлеров. В оккупированной нацистами Франции свирепствует отряд еврейских диверсантов, возглавляемый американским лейтенантом Альдо Рейном (Питт). В целях устрашения «бесславные ублюдки», как они себя называют, не просто убивают гитлеровцев, но еще и скальпируют их. Параллельно с «Неуловимыми» свою тайную войну с фашизмом ведет чудом спасшаяся от карателей полковника Ганса Ланда (Кристоф Вальц) еврейская девушка Шошанна Дрейфус (Мелани Лоран). Пути мстителей пересекутся в парижском кинотеатре, доставшемся по наследству Шошанне, на премьере нового геббельсовского мегахита: там Шошанна будет вершить свою месть при помощи спичек, бензина и огнеопасной кинопленки, а «бесславные ублюдки» проведут террористическую операцию под кодовым названием «Кино». © UPI «Бесславные ублюдки»: премьера Примерно тем же занят и сам Тарантино: расправляется с фашизмом средствами кинематографа. Ни спички, ни взрывчатка ему не нужны, хватает старого испытанного средства — смеха. Можно представить себе, наверное, кого-нибудь восторгающегося гитлеровцами в традиционных фильмах о войне: подтянутые, мужественные, суровые, страшные, пусть даже дьявольские, но — величественные. Совершенно невозможно представить себе кого-то, кто мог бы восхищаться нацистами Тарантино. Гитлер бьется в истерике. Геббельс кривит физиономию. Герой войны безуспешно пытается приударить за француженкой. «Охотник на евреев» Ганс Ланда носит в кармане курительную трубку размером с тирольский рожок и пытается разговаривать на американском английском. Понятно, что антифашистский месседж Тарантино не столь заметен на фоне Брэда Питта (о, с каким великолепным американским акцентом он произносит «Бон джорно!»), прекрасной Мелани Лоран (эпизод с песней Дэвида Боуи Cat People — лучший в фильме) и обычной для Квентина развлекухи — киноманских аллюзий и цитат («Белый ад Питц Палу» Георга Вильгельма Пабста встречается здесь не реже, чем спагетти-вестерны, а один из эпизодических персонажей, английский диверсант — так и вовсе кинокритик), киноманских же шуточек («я разговариваю по-немецки не хуже Носферату»), крови, расчлененки и диалогов в духе «лё биг-мак», которым отдана добрая половина фильма, причем беседы ведутся одновременно на трех языках, отчего становятся еще смешнее. Но если вспомнить, что в том же году «Пальмовую ветвь» в Канне получил фильм Михаэля Ханеке о психологических истоках фашизма, нельзя не признать: Тарантино подошел к злободневному вопросу куда более радикально. Прекрасно понимая, что история есть не более чем миф, Тарантино сотворил свой миф о Второй мировой, в котором гитлеровцы — всего лишь недоразвитые кривляки, чья убогая психология попросту не заслуживает анализа. Нацисты у Тарантино не просто ублюдки, они бесславные ублюдки: жалкие, глупые, смешные, безобразные. Такими, если вспомнить, фашистов показывали пропагандистские фильмы времен войны, и примерно такими выглядели рейхсминистры в документальном фильме Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», казалось бы столь далеком от тарантиновских безобразий. Как раз таких нацистов, пожалуй, и стоило бы оставить будущему — и как раз такой финал каждый из нас, любой из нас мечтал увидеть с детства. Тарантино наконец подарил его нам, и наплевать, тянет фильм на шедевр или нет. | |
|
Всего комментариев: 0 | |