Volkswagen празднует победу в конкурсе «Автомобиль года» после
18−летнего перерыва. Для немцев это всего лишь вторая победа за
полсотни лет. Opel не смог повторить прошлогодний успех.
Европа
в 47−й раз выбрала лучший автомобиль года. Начиная с 1964−го таковым
девять раз становился Fiat, шесть — Renault и пять — Ford, однако в
этом году трем лидерам рассчитывать было не на что: ни одна модель
указанных марок не вышла в финал Car Of The Year (COTY) 2010. Зато
массовка оказалась представлена богато: Citroen C3 Picasso, Opel Astra
и Peugeot 3008 — детища брендов, имеющих в своем активе по три победы в
конкурсе, Toyota, протащившая в финал свой крохотный iQ, была первой
дважды, а Mercedes (E-класс) и Volkswagen (Polo) побеждали всего по
одному разу. Наконец, Skoda Yeti и вовсе была готова стать первым в
истории чешским автомобилем года. Но на сей раз удача улыбнулась
Volkswagen: новый Polo вывел народную немецкую марку из самого хвоста
списка марок-победителей в его середину, поставив в один ряд с
упомянутой Toyota, а также с Alfa Romeo, Audi, Simca и Rover: все эти
бренды (два из которых уже не существуют) имеют по два престижных
титула Car Of The Year.
Ну не странно ли, что Volkswagen, с его
по-немецки безупречной репутацией, до сих пор побеждал в COTY лишь
однажды, причем целых 18 лет назад, еще с третьим Golf? С тех пор почти
каждый год та или иная модель из Вольфсбурга выходила в финал, но этим
дело и ограничивалось: наивысшим достижением до сих пор оставались 292
балла и второе место, заработанные в 1995 году предком нынешнего
победителя — Polo позапозапрошлого поколения.
Нынешние 347
баллов отнюдь не рекордный результат в истории COTY (у Peugeot 405 в
1988 году было 464), но по крайней мере это больше, чем у прошлогоднего
триумфатора Opel Insignia (321), выигравшего у ближайшего
преследователя всего один балл. Отрыв Polo от обладателя второго места
— десять баллов.
Откуда берутся баллы?
Теоретически
возможная максимальная оценка — 590 баллов, что следует из правил
конкурса: каждый из 59 экспертов-журналистов должен распределить
находящиеся в его распоряжении 25 баллов между семью финалистами,
обязательно выделив одного победителя, но отдав ему не больше
«десятки». Таким образом, у каждого члена жюри есть свой любимчик, и VW
Polo стал таковым для 25 человек, но только трое поставили ему высшую
оценку — десять баллов. Причем немец среди них оказался лишь один,
Вольфганг Петерс, и вот как он обосновал свой выбор: «Polo — очень
хорошо сбалансированный компактный автомобиль для широкого круга
водителей, с широкой гаммой экономичных двигателей, инновационными
коробками передач (имеется в виду DSG. — Infox.ru), высшим качеством в
классе и отличным сочетанием вместимости и удовольствия от вождения».
Ему
вторит Эндрю Инглиш из Великобритании, добавляя, что рулевое управление
Polo — «лучшее из тех, что производятся за пределами Bentley», а
представитель Норвегии с труднопроизносимым именем, также поставивший
«десятку», напоминает о существовании суперэкономичной версии
BlueMotion и сравнивает Polo с Golf (который, напомним, занял в
прошлогоднем COTY лишь третье место). Маститый английский журналист
Джон Симистер также сравнивает победителя с Golf, но вывод делает
противоположный: «Это беби-Golf, он делает все, что от него можно
ожидать, но не больше. Для многих этого достаточно, для COTY — нет».
Как мы видим, критик ошибся, но заметим, что даже он поставил Polo не
ноль, а «единичку», совсем без баллов победителя не оставил никто,
отчасти в этом и кроется секрет фольксвагеновского успеха.
Подиум
А
вот у обладателя второго места — Toyota iQ (337 баллов) все же есть
одна «баранка», и ее автор — уже знакомый нам герр Петерс, ни единым
словом не упомянувший «японский Smart» в своем комментарии. Однако
Toyota признали лучшей двадцать экспертов, из них шестеро (!) присудили
ей по десять баллов: очевидно, эта машинка куда более противоречива,
чем политкорректный Volkswagen, и мало кого она оставила равнодушным.
Такой же, противоречивой, она показалась и нам. Читайте наш тест
японского микрокара 9 декабря.
Один из экспертов COTY — Вадим
Овсянкин из «Клаксона» также поставил iQ на первое место, хотя и оценил
ее в шесть баллов. Наш соотечественник отметил удобство крохотной
машинки в московской толчее и на тесных парковках и уместность такого
транспортного средства именно сейчас, во время кризиса, но все же
поставил под сомнение целесообразность такого приобретения, по цене
несильно уступающего седану Avensis.
Другой представитель России
в COTY — Михаил Подорожанский также продемонстрировал сдержанность в
своих пристрастиях, не обойдя вниманием ни один автомобиль, но отметив
теми же шестью баллами Mercedes E-класса. Комментируя свой выбор,
главный редактор «Авторевю» назвал новую «ешку» самой элегантной за
последние десятилетия и отметил, что именно в этом Mercedes, а не в
современных Audi или BMW (машины этих марок отсеялись в полуфинале)
наиболее полно воплощена концепция автомобиля премиум-класса. Может,
это и так, но в европейском конкурсе давно не жалуют «премиум»: мнение
Подорожанского разделил только один французский журналист, поставивший
Е-классу семь баллов, а десять человек оставили его без внимания.
Результат — пятое место со 155 баллами.
Три балла выиграла у
Mercedes Skoda Yeti (158), появление которой в финале вообще
удивительно: кроссоверы здесь случаются нечасто. Тем не менее нулей у
нее всего четыре и четверым же членам жюри она понравилась более других
машин. Симистер, обидевший Polo, единственный из всех экспертов дал
Skoda десять баллов: «Yeti компактен, неагрессивен, в нем приятно
находиться, его приятно водить. У него чрезвычайно качественный
интерьер, очень живые двигатели и — главное — сверхъестественная
плавность хода при движении по неровным дорогам. Для компактного SUV
это просто неправдоподобно». Здесь мистер Симистер почему-то не стал
вспоминать, что Skoda Yeti — это, по сути, тот же VW Tiguan.
На
третьем месте, между Yeti и iQ, расположилась новая Astra, которой не
удалось повторить прошлогодний успех старшей сестры, Opel Insignia:
всего-навсего 221 балл, даже меньше, чем у Astra предыдущего поколения
в 1999−м. Но ведь она так похожа на Insignia, почему же только пять
журналистов назвали Astra лучшей, а ее высшая оценка — всего восемь
баллов? Видимо, именно Insignia и помешала: наверняка многим членам
жюри показалось неудобно дважды подряд голосовать за Opel… Впрочем,
послушаем в который уже раз англичанина Симистера: «Это хороший
автомобиль, гораздо лучше предшественника. Но он кажется переростком
для своего класса хетчбэков, и он слишком дорог».
Наконец, на шестом и седьмом местах уже почти традиционно французы — квазикроссовер Peugeot 3008 и микровэн
Citroen C3 Picasso (144 и 113 баллов соответственно). У первого —
только два поклонника из Франции, поставивших по «восьмерке», у второго
— единственный датчанин, который, правда, расщедрился на десять баллов.
В своих комментариях они называют 3008−й символом обновления Peugeot,
имея в виду помимо дизайна грядущую гибридную версию с электроприводом
на задние колеса, а С3 Picasso — новым прочтением темы семейного
автомобиля, отмечая дружелюбный дизайн и привлекательную цену. А
Михаила Подорожанского, влепившего обоим по «паре», не впечатлили ни
«электронные игрушки Peugeot», ни дизайн Picasso, который ему, по
собственному ироничному признанию, мешают оценить пробелы в познаниях
об искусстве.
Кстати, если сложить оценки российских экспертов
конкурса, мы получаем Car Of The Year 2010 по российской версии, и это
Toyota iQ.
|