О самой главной подготовке к браку я не буду писать, потому что она от
нас не зависит. Это семья детства и любовь между родителями. Родителей
мы себе не выбирали. Детское прошлое влияет на нас очень сильно. Это
наше важнейшее психологическое наследство – всегда омраченное теми или
иными драмами. Так что мы готовимся к браку с момента рождения. Однако
кое-что зависит от нас, от наших вполне сознательных и конкретных
действий, о чем я и собираюсь поговорить. А начать придется с простой
теории развития человека.
Я и Мы: почти недостижимое равновесие
Один
из самых главных конфликтов жизни любого человека состоит в том, что у
него есть два противоположных стремления: стремление стать в полной
мере собой и стремление быть с другими, принадлежать к какому-то Мы.
Взрослый человек не может жить полноценно, когда что-то не в порядке с
одним из этих полюсов. Условно назовем эти полюса «Я» и «Мы». С одной
важной оговоркой: это просто слова, и не стоит отождествлять полюс Я с
эгоизмом. Это стремление реализоваться, нормальное стремление расти,
развивать свои способности и дары, становиться все больше самим собой,
наконец, следовать своему личному призванию. Без этого полюса
невозможно быть человеком. Но Я постоянно вступает в конфликты с
полюсом Мы: человек также стремится к любви, к солидарности, к единству
с другими.
С этой точки зрения можно рассматривать всю
человеческую жизнь. Ребенок рождается в Мы – в полном психологическом
единстве с мамой. Очень быстро он открывает, что у него есть свои
желания и обретает способность говорить «нет», «я сам», «не хочу». Став
подростком, он стремится отделиться от Мы своей семьи, часто при этом
вступая в жесткое Мы группы сверстников. Потом он становится взрослым и
развивает полюс Я, обретая независимость и самостоятельность. А затем
приходит время с кем-то соединиться.
И закон хорошего – не
просто стабильного, но и плодотворного – брака заключается в следующем:
тут одновременно должно быть и очень сильное Я, и очень сильное Мы.
Этот же закон касается любой хорошей общности людей. Это многоединство,
где каждый остается самим собой и при этом чувствует глубокую
солидарность с другим. Я не богослов и не рискну углубляться в эту
тему, однако не могут тут не вспомнить о Пресвятой Троице. Думаю, это
образ – или Первообраз, – по которому строится любая форма хорошей
совместной жизни людей: «неслиянно» и «нераздельно» одновременно.
Если
в жизни пары слишком много Я, то порой непонятно, зачем они вообще
живут вместе. Тут индивидуализм и бескомпромиссность могут существовать
лишь при большой дистанции между супругами, за счет своеобразного
эмоционального развода. Но если там преобладает Мы, брак не работает –
он тормозит рост каждого и в таком слиянии личность исчезает. Только
парадоксальное сочетание Я и Мы порождает хороший брак. Но это всегда
неустойчивое равновесие, которые супруги по ходу развития отношений
постоянно теряют и строят заново. Так, влюбленность – это мощное Мы, но
потом она проходит, и кому-то взаимоотношения начинают казаться слишком
тесными. И он ищет новый баланс. Он вспоминает: «У меня же есть моя
собственная жизнь, мои друзья, мое дело». А другой человек может
чувствовать себя брошенным и испытывать ревность, может стремиться
сохранить былое Мы. Брак, как и любая живая система, это постоянный
процесс потери и восстановления равновесия. И такие колебания между Я и
Мы продолжается на протяжении всей жизни пары, притом картину еще
сильнее усложняет появление нового Мы с рождением ребенка.
Если хочешь жить вместе, поживи один
Кто-то
сказал, что если из человека получится хороший монах, из него же
обязательно выйдет и хороший супруг. Не знаю, всегда ли это верно, но
тут есть определенная истина. Из нехитрой теории Я и Мы следует такой
парадокс: только тот человек, который способен продуктивно жить один,
способен хорошо жить вдвоем.
Отсюда следует практический вывод:
если хочешь жениться или выйти замуж, срочно учись жить самостоятельно
во всех смыслах слова. Такой совет я бы дал любому молодому человеку –
или самому себе, если бы мог перенестись в прошлое. Конечно, в РФ этому
сильно мешает «квартирный вопрос» – но к отдельному жилью дело не
сводится.
Бывает, что девушка, тяготящаяся гнетом родительского
дома, совершает побег на свободу в форме замужества: это чревато
проблемами развития Я. Если человек еще не попробовал жить
самостоятельно, он находится на таком этапе развития, когда он еще не
отделился от родительской семьи, не «оставил отца и мать». А опыт
продуктивной жизни в одиночестве – лучшая подготовка к жизни вдвоем.
Тогда в браке человек будет развивать полюс Мы, но у него останется
необходимое пространство для собственной жизни. Такому человеку
избранник нужен не для того, чтобы спастись от невыносимого
одиночества, избавиться от тревоги и заполнить пустоту. Тогда он
действительно готов свободно принести в жертву свою свободу.
Уроки наших «врагов»
Разумеется,
полюс Мы в его взрослой версии обычный человек развивает в браке. Но и
к этому его готовит предшествующий опыт жизни с людьми. Особенно важны
ситуации, в которых мы (как и в семье детства) не выбираем себе
окружающих. Это может быть общение на работе или в приходе, но порой и
со старыми друзьями, которых мы когда-то «выбрали», а теперь просто
продолжаем хранить им верность, хотя многое в них нас раздражает.
Самому ценному тут нас научат именно «враги», от которых мы не можем
просто взять и убежать. Психологические «враги» – это люди, которые,
быть может, ничего плохого нам не сделали, но от которых хочется
держаться подальше. Они нас раздражают или пугают, при них мы скованы и
напряжены, нам хочется, чтобы их не было. Именно они учат нас любить,
потому что в один прекрасный день спутник жизни, человек, которого мы
когда-то выбрали, обязательно покажется таким эмоциональным «врагом».
Для
плодотворной жизни вместе нужно хорошее общение (оно же позволяет не
убегать от проблем, но их решать) и способность прощать. Неприятный
человек позволяет этому учиться. Для начала можно научиться его не
избегать – хотя бы физически быть рядом. Можно попробовать разрешить с
ним какой-то конфликт: удастся ли поговорить с ним о разногласиях так,
что в результате отношения не разорвутся, но станут крепче? Можно
бескорыстно делать ему добро – давать себя «в одностороннем порядке»,
не ожидая, что он будет благодарить и изменится к лучшему. Тут можно
учиться прощению. Даже один-единственный положительный опыт сближения с
«врагом» чрезвычайно важен. В браке подобные ходы придется повторять
снова и снова. Если же человек не умеет приближаться к неприятным
людям, то освоить
это искусство в браке труднее – там накал переживаний на
порядок интенсивнее. Впрочем, этой же дисциплине нас учит и «введение»
к Молитвам перед причащением: «первее примирися тя опечалившим». Так
что эта способность важна не только для брака.
Мы всегда не готовы
Итак,
я отметил две вещи, которые говорят о какой-то степени психологической
готовности к совместной жизни: это способность жить в одиночестве и
способность ладить с неприятными людьми. Многие люди, особенно в юном
возрасте, вступают в брак неготовыми. Это заметно увеличивает риск
неудачи, но и это не гарантирует неудачи. В каком-то смысле мы все к
этому не готовы. Главному придется учиться на месте. Поэтому стоит быть
готовым также и к своей неготовности и глубокой некомпетентности.
|