07:50 Джуд Лоу: "Я учусь не жалеть об ошибках" | |
Самый талантливый эксцентрик сегодняшнего кино или прирожденный трагик;
просто красавец или актер, который меняет лицо и личность, как костюм –
в зависимости от роли. Мнения расходятся: он занимает умы. А сам теперь
предпочитает больше чувствовать, чем думать. Встреча с Джудом Лоу,
возможно, самым открытым человеком на свете. Джуд Лоу Теперь – с книгой в саду. Или с лопатой в том же саду. Но это ощущение приходит с возрастом, как ни тривиально. Вы совершили ряд опрометчивых, по мнению публики, поступков. О чем-то жалеете? Джуд Лоу Конечно, жалею. О ситуациях, которые я создал и которые были болезненны для других людей. Болезненное для других неизбежно болезненно для меня, я так устроен. Но надо учиться не жалеть о своих ошибках. Это я говорю как человек, глубоко убежденный, что на ошибках надо учиться. Причем на своих, а не чужих. Учиться никогда не повторять их и не сникать – идти дальше, не меняя осанки. Некоторым кажется, что вы порой подпитываете острый интерес к себе, например, выбирая роли геев или вот недавно, в «Ярости», топ-модели-трансвестита… Джуд Лоу Да ведь я уже сказал, что мало забочусь о том, насколько мужественно выгляжу в глазах публики. Вполне переживу, если и недостаточно мужественно. А роли эти содержат в себе вызов. Что для меня всегда будет куда интереснее любой романтики и героики. И это вызов, если хотите, времени: мы живем в эпоху уже не противостояния полов, а противостояния человека и его пола. Ведь то, что было безусловным, теперь обсуждаемо – сексуальная ориентация, сама половая принадлежность… Границы между полами размылись, и это требует осмысления. Я предъявляю… ну тему для дискуссии. Дискуссии человека – зрителя – с самим собой. Вы все делаете с таким дальним прицелом? У всех ваших ролей есть сверхзадача? Даже в рекламе Martini? Джуд Лоу Я вам про то, что научился просто жить, жить без борьбы, а вы мне про сверхзадачу! Понимаете, я – вместе с природой – не люблю пустоты. Когда появляется свободная неделя, не могу лежать на пляже, а затеваю поход с детьми. Когда на съемках выходной, предпринимаю самообразовательный тур. Например, когда выдались недавно десять дней отпуска, мы с друзьями поехали в Афганистан. Я стараюсь привносить смысл во все, что делаю. Может быть, в рекламу Martini в первую очередь. В этой рекламной кампании, в ее настроении, интонации, много от моего сегодняшнего самоощущения. Хотя я обычно стараюсь изолировать героя от себя. Но мне близко сегодня то, чем живет герой рекламной кампании Martini: ясность бытия, легкость, внутреннее спокойствие. Вы можете презирать рекламу, но не отрицайте: она способна так же продвигать духовные ценности, как и то, что вы считаете искусством. И какие же это ценности? Джуд Лоу Покой и мир. Вне и внутри человека. Отдых от себя самого – от гонки за успехом, за тем, чтобы быть на гребне… Удовольствие от каждого дня жизни. То есть гедонистические? Джуд Лоу Нет, я бы не сказал. Скорее речь идет о чувстве и чувственности – способности чувствовать. Об ощущении полноты жизни. Напиток, его вкус – только метафора вкуса к жизни, к существованию. И в этом смысле да, у меня в рекламе Martini есть сверхзадача даже для меня самого. Она для меня не только заработок, а… попытка трансляции спокойствия в мир. Звездный статус помогает вам в этом? Джуд Лоу Знаете, несмотря на мою популярность у работников таблоидов, я плохо идентифицирую себя как звезду. Может быть, из-за детства – мои родители были учителями, но обожали актерство (после выхода на пенсию они предались хобби окончательно, у них теперь маленький театр). И в семье нашей бесконечно обсуждали спектакли, фильмы, музыку. Но если ты растешь в Южном Лондоне, в кино себя представить не можешь. Я мечтал о сцене. О серьезных ролях в театре. И потом, у меня есть старшая сестра, она была лидером, красавицей, художницей лет с семи. Я был при ней, немножко за ней, «на подпевках», хотя к старшим классам и вышел в «солисты» – из-за ролей в детском театре. И школу ненавидел: страх перед авторитетами, овечье существование в стаде. В тебе умирает желание быть собой, иметь свое мнение, задавать вопросы. Это потом мне очень мешало – я боялся задать вопрос режиссеру, боялся диалога с ним, словно он был учителем, чей диктат извечен и легитимен. У меня годы ушли на то, чтобы научиться спрашивать, выяснять, прояснять позиции. Научиться жить по принципу: если у тебя есть вопрос, задай его. И все же вы как актер зависите от стольких людей – от режиссера по кастингу до осветителя… Джуд Лоу Мне как раз это и нравится! Нравится, что нужно понимать многих людей. Нравится, что я – лишь верхушка айсберга общего дела. Я виден, на сцене и на экране, но как бы представительствую от лица многих – от того же осветителя и от гримера, и от ассистента режиссера с «хлопушкой», и от девушки, которая приносит мне кофе в паузах между дублями! От нас всех зависит успех или крах. Мы все – только части того, что называется творческим процессом… Да и вообще жизни. И я совсем не против того, чтобы быть лишь частью. В роли Гамлета Принц Гамлет – особа голубой крови, для простых смертных недостижимо высокая и непостижимая... Кажется, именно этот тезис, укоренившийся в веках театральных трактовок Шекспира, пытается опровергнуть актер Лоу. Его Гамлет – фигура эксцентрическая, парень без царя в голове, устраивающий все новые клоунады. Иногда отчаянные, иногда жестокие, для кого-то смертельные. «А чего бы вы хотели? – удивляется актер. – Он убил Полония и не сожалел об этом. Подставил Розенкранца с Гильденстерном и не всхлипнул об однокашниках. Он действительно мыслит о судьбе человека в мире, но это лишь одна его грань. Другие же… Он скрывает безбрежный эгоизм за иронией. И так похож на нас, людей ХХI века, – не умеет раскаиваться и даже сожалеть о ком-то, кроме себя. Я играю безбашенного парня, инфантила, разрываемого страстями. А театр – не музей, он не для хранения, а для обсуждения. И нечего делать из Шекспира бессменную экспозицию, будто мы... в Эрмитаже | |
|
Всего комментариев: 0 | |