17 января в Беверли-Хиллз в 67-й раз вручали "Золотые глобусы", призы
Голливудской ассоциации иностранной прессы: лучшим драматическим
фильмом признан "Аватар", лучшим режиссером — Джеймс Кэмерон. Вручение
"Глобусов" кладет начало гаданию на кофейной гуще, которое продлится до
вручения "Оскаров" в начале марта. Корреспондент «Власти» Михаил
Трофименков присоединился к гаданию.
«Аватар» — лучший драматический фильм, Джеймс Кэмерон — лучший режиссер
Прецедентов
много. В 2009 году и пресса, и академия признали "Миллионера из трущоб"
(Slumdog Millionaire) фильмом года, а Дэнни Бойла — лучшим режиссером.
Лучшим режиссером столь же единодушно называли Мартина Скорсезе (2007),
Клинта Иствуда (2005). Обе награды за лучший фильм получили "Властелин
колец: Возвращение короля" (The Lord of the Rings: The Return of the
King) Питера Джексона (2004), "Игры разума" (A Beautiful Mind) Рона
Хоуарда (2002), "Гладиатор" (Gladiator) Ридли Скотта (2001). Однако в
2008 году лучший фильм по версии "Глобуса" — псевдоклассическая драма
Джо Райта "Искупление" (Atonement), а по версии "Оскара" —
мизантропический фильм-бойня братьев Коэн "Старикам здесь не место" (No
Country for Old Men). В 2003 году "Глобус" счел лучшим режиссером
Мартина Скорсезе за "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New-York), которые
"Оскар" презрел.
Идентичности между "Глобусами" и "Оскарами"
быть не может хотя бы по той простой причине, что у них разные системы
номинаций. "Глобус" пластичнее, демократичнее. Совпадает лишь одна из
главных номинаций — "Лучший режиссер". Понятия "лучший фильм" для
"Глобуса" не существует. Призы вручаются лучшей драме, которой и
признан в этом году "Аватар", и лучшей комедии или мюзиклу. В этой
номинации победил скабрезный "Мальчишник в Вегасе" (The Hangover) Тодда
Филипса, на "Оскар" не тянущий. А вот в 2009 году — невозмутимо-озорной
трактат о сексе Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона" (Vicky Cristina
Barcelona), в 1997 году — "Эвита" (Evita) Алана Паркера, в 1988 году —
"Надежда и слава" (Hope and Glory) Джона Бурмена о детстве под
немецкими бомбами — фильмы оскаровской кондиции.
«Мне бы в небо» — лучший сценарий
Англосаксонские
представления о жанрах сильно отличаются от российских. Так,
"Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино соперничали в категории "Драма"
с "Драгоценной" (Precious) Ли Дэниелса — историей толстой, страшной,
неграмотной и злой девочки из Гарлема, регулярно беременеющей от
больного СПИДом отца-насильника. Почувствуйте разницу.
Ежегодно
лучшими по версии "Глобуса" оказываются две актрисы и два актера — в
зависимости от жанра их фильмов. В 2010-м лучшим драматическим актером
стал Джефф Бриджес, сыгравший в "Безумном сердце" (Crazy Heart) Скотта
Купера спивающегося певца кантри. По определению ведущего американского
критика Леонарда Малтина, это "наполовину "Большой Лебовски",
наполовину "Городской ковбой" на встрече с "Рестлером"". Лучший же
комик — Роберт Дауни-младший, "Шерлок Холмс" (Sherlock Holmes) Гая
Ричи. Лучшая драматическая актриса — Сандра Баллок, чья героиня
вырастила из афроамериканского трудного тинейджера звезду футбола в
"Невидимой стороне" (The Blind Side) Джона Ли Хэнкока. Лучший
комик-актриса — Мерил Стрип в кулинарной комедии Норы Эфрон "Джули и
Джулия" (Julie & Julia).
Другое дело, что круг финалистов
приблизительно одинаков. К тому же "Оскар" подложил "Глобусу" свинью,
увеличив количество претендентов на звание лучшего фильма с пяти до
десяти. То есть их будет столько же, сколько потенциальных драм и
комедий "Глобуса", вместе взятых. Так что круг счастливчиков можно
примерно определить.
Сандра Баллок («Невидимая сторона») —
лучшая драматическая актриса
Это, конечно, "Аватар". Хотя он и уступает "Району N 9", снятому на ту
же тему столкновения цивилизаций никому не известным южноафриканцем
Нилом Бломкампом. Несмотря на несопоставимые бюджеты, в "Районе N 9"на
каждый план приходится по безумной визуальной находке, и страдания
чиновника, превратившегося в гиганта-моллюска, искреннее переживаний
синих нави.
"Оскар",
хотя у него случаются и прорывы в параллельные киномиры, уважает тех,
кто состоит в его клубе. Так что в списке финалистов может появиться
Клинт Иствуд с "Непобедимым" (Invictus). Иствуд не был бы Иствудом,
если бы просто снял, как все полагали, идеализированную биографию
Нельсона Манделы. В фильме победитель апартеида не страдает в подполье
и на каторге, а, уже став президентом, организует первый в ЮАР
межрасовый чемпионат по регби — чисто иствудовская мужская драма. Будет
очень странно, если в финал не выйдет Питер Джексон со своим, возможно,
лучшим фильмом "Милые кости" (The Lovely Bones), где изнасилованная и
убитая 14-летняя девочка с небес следит и за убийцей, и за родными, и
за одноклассниками. Наверное, появится шанс повторить триумф "Чикаго"
(2003) у Роба Маршалла, переложившего на язык мюзикла "Девять" (Nine)
"8 1/2" Федерико Феллини.
«Вверх» — лучший анимационный фильм и лучшая музыка
Велики
шансы у "Повелителя бури" (The Hurt Locker) Кэтрин Бигелоу, который
номинировали на "Глобус" в категориях "Фильм" и "Режиссер". Очень
жесткая картина, почти что хроника кошмарного труда американских
саперов в Ираке, уже не способных ни выносить военное безумие, ни жить
без него. Соперничество Бигелоу с ее бывшим мужем Кэмероном придало бы
пикантность интриге. Правда, в том, что касается злободневности, с
Бигелоу может соперничать ирландец Джим Шеридан. Его "Братья"
(Brothers) — гораздо более традиционная, занудная, назойливо
психологическая драма о добром семьянине Сэме, в афганском плену
вынужденном убить товарища по несчастью, и бывшем преступнике Томми,
слишком увлекшемся помощью жене брата.
Могут выйти в финал и
"Ублюдки" Тарантино, но на что-то большее, чем приз за лучшую мужскую
роль великолепному Кристофу Вальтцу — охотнику за евреями полковнику
Ланде,— им вряд ли стоит рассчитывать. Если ориентироваться на фильмы,
попавшие в поле зрения "Глобуса", есть оскаровские шансы у фильма
Джейсона Райтмана "Мне бы в небо" (Up in the Air). Повседневное,
неприметное безумие, странности корпоративных нравов — модная тема. А
Райтман успешно справляется с ней в истории специалиста по увольнениям,
проводящего 11 месяцев в году в самолетах и мечтающего о золотой
карточке пассажира, налетавшего миллион миль. Не исключен, хотя бы
потому, что "Оскар" нуждается и в как бы почти европейских драмах об
интеллектуалах, и "Одинокий мужчина" (A Single Man) Тома Форда. Колин
Ферт сыграл в нем калифорнийского профессора-гея, в начале 1960-х годов
собравшегося уйти из жизни после смерти друга.
Впрочем, нельзя
сбрасывать со счетов и фильмы, в номинации "Глобуса" не попавшие. Жанр
байопика может достойно представить "Амелия" (Amelia) Миры Наир,
биография легендарной Амелии Эрхарт — первой женщины, в одиночку
перелетевшей через Атлантику и пропавшей без вести над Тихим океаном
летом 1937 года. Увиденный с неожиданной точки зрения фестиваль 1969 года в Вудстоке может
дать шанс автору "Горбатой горы" (2006 год, лучший фильм и лучшая
режиссура по версии "Глобуса", лучшая режиссура по версии "Оскара")
Энгу Ли с фильмом "Взятие Вудстока" (Taking Woodstock).
Впрочем,
труднее всего предсказать, кто выйдет в финал "Оскара", именно в связи
с расширением списка претендентов. Туда может прорваться и социальная
чернуха вроде "Драгоценной", и что-нибудь вроде "Предложения" (The
Proposal) Энн Флетчер — минувший сезон был богат на матримониальные
комедии. Так что уверенным можно быть лишь в том, что "Оскара" за
лучший иностранный фильм получит, скорее всего, "Белая лента" Михаэля
Ханеке (Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля, лучший иностранный
фильм по версии "Глобуса"). В том, что загадочная черно-белая притча о
детской жестокости, порожденной германскими психологией и традициями,
стала главным кинособытием года, кажется, едины все эксперты мира.
|