Лучшим фильмом 2009 года по версии российских киноакадемиков стали
"Полторы комнаты" Андрея Хржановского с Сергеем Юрским и Алисой
Фрейндлих, а награду за лучшую мужскую роль разделили между собой
покойный Олег Янковский и вполне живой Владимир Ильин.
Три приза на полторы комнаты
Фильм
Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие
на родину" получил целых три "Ники": самую главную - за лучший игровой
фильм, вторую по значению - за лучшую режиссуру, и еще приз за лучшую
сценарную работу, который режиссер разделил с поэтому и сценаристом
Юрием Арабовым.
"Это фильм по литературным сочинениям Бродского,
его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он
инспирирован прозой Бродского, которая меня окрылила и вдохновила на
эту работу", - объяснял сам режиссер.
В своей благодарственной
речи он сообщил, что "благодарен артистам, которые которые отправляют
государственные функции, и чиновникам, которые проявляют себя, как
артисты".
Конкурентами Хржановского были Карен Шахназаров с
"Палатой №6", Василий Сигарев с "Волчком", Павел Лунгин с "Царем" и
Николай Досталь с "Петей по дороге в царствие небесное".
Почетно, посмертно
С
необходимостью почтить память Олега Янковского, скончавшегося 20 мая
прошлого года, киноакадемики смирились заранее: за несколько недель до
церемонии было объявлено, что премию за лучшую мужскую роль разделят
между собой Олег Янковский ("Царь", "Анна Каренина") и Владимир Ильин
("Палата №6).
В этом смысле жюри "Ники" последовало примеру жюри
"Золотого орла", отметившего те же самые роли Янковского, предпочтя,
однако, поименовать их "общим вкладом в отечественный кинематограф".
Ищите женщину за плинтусом
Премия
за лучшую женскую роль досталось Светлане Крючковой, которая была
бабушкой главного героя в "Похороните меня за плинтусом" Сергея
Снежкина. Киноакадемики предпочли ее Алисе Фрейндлих в "Полутора
комнатах" и Наталье Негоде в "Бубне, барабане",
Лучшая женская
роль второго плана, по мнению киноакадемиков, оказалась сыграна в той
же картине: эту статуэтку - первую в жизни - унесла с собой Мария
Шукшина, сыгравшая мать юного Павла Санаева.
Прочие номинации
"Нику"
за лучшую мужскую роль второго плана впервые в истории премии получили
сразу три актера - Максим Суханов (В номинации за лучшую мужcкую роль
второго плана награды получили сразу три актера - Максим Суханов
("Человек, который знал все" Владимира Мирзоева), Роман Мадянов ("Петя
по дороге в царствие небесное" Николая Досталя) и Роман Мадянов
("Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова).
В номинации "за честь
и достоинство" победу, как и было заранее анонсировано, одержала
Людмила Гурченко, а за "вклад в российский кинематограф" отметили Юрия
Норштейна.
Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии киноакадемики сочли
"Мелодию для шарманки" Киры Муратовой, которая никак не выйдет в
российский прокат, а открытием года признали с трудом (и через суд)
завоевавшую право на зрителей "Россию 88" Павла Бардина.
Лучшей
документальной картиной стал фильм Игоря Майбороды "Рерберг и
Тарковский: обратная сторона Сталкера", уже успевший получить "Золотого
орла".
Лучшим анимационным фильмом был признан "Очумелов"
Алексея Демина.
Отдельная номинация была придумана для "Подстрочника" Олега Дормана:
записанный им 16-серийный телемонолог Лилианны Лунгиной был увенчан
премией "За вклад в телевизионное искусство". Ранее киноакадемики не
удостаивали вниманием проекты, созданные для телевидения, однако
"Подстрочник" стал главным парадоксом прошедшего сезона: пожилая
переводчица, рассказывающая на камеру о своей жизни, собрала огромную
аудиторию, а книжка, выпущенная на основе ее рассказов, неожиданно
стала хитом продаж.
Премия "Ника" вручалась в среду в 23-й раз - впрочем, церемония в Театре оперетты затянулась и завершилась уже в четверг.
|