Выходят «Информаторы» Грегора Джордана с Микки Рурком, Ким Бейсингер и
Билли Бобом Торнтоном – равнодушный отсчет утопленников 80-х,
экранизация романа Брета Истона Эллиса.
Фильм
о лос-анджелесских мотыльках 80-х, бестолково бьющихся в оконное
стекло, он и снят с грязноватой ленцой 80-х. Юные калифорнийцы
трахаются с разными людьми, продают себя, покупают кокаин и выпивку, а
калифорнийцы постарше выясняют отношения с женами, мужьями и
любовницами, покупают себе партнеров и воруют детей. Критик Роджер
Эберт описал это как «мыльная опера из ада».
Нет, в аду гораздо теплее, хотя призрак накокаиненной «Санта-Барбары» маячит где-то неподалеку.
Молодой
богемный бездельник Грэм Слоун (Джон Фостер), герой «Информаторов»,
наблюдает за конвульсиями родительского брака, за путешествием кокаина
по дыхательным путям, за круговоротом смертей в природе и пытается
понять, что такое хорошо и что такое плохо. Единственное, что он точно
знает, - что любовь никого ни от чего не спасает. Ни родственная
любовь, ни любовь фанатов, ни любовь мужчины и женщины, никакая.
Наоборот, она делает одиночество гораздо менее выносимым.
Всем героям плохо
–
одна (Ким Бейсингер) жрет таблетки и ругается с мужем-изменником (Билли
Боб Торнтон), другой едет с отцом (Крис Айзек) на каникулы, а отец
отбивает у него девушку, у третьей появляется какая-то сыпь и синяки по
всему телу, четвертый ревнует не то пятого, не то третью. И так далее,
осколки золотых зеркал.
Групповуха здесь столь же медленна и печальна, как и фраза: «Собери вещи и никогда больше сюда не возвращайся».
При
всей своей холодности и наркотическом равнодушии, эта экранизация не
самой удачной книги Брета Истона Эллиса затягивает, как любое
элегическое путешествие в прошлое. Эллис сам принимал участие в
написании сценария, и это тот случай, когда экранизация оказалась суше
и лучше оригинала. Со времен написания «Информаторов» (середина 90-х)
восьмидесятые отошли еще дальше в глубину времен, оставив по себе даже
не миф, а так, городские байки. Говорят, это было время незащищенного
секса, когда для «болезни геев и наркоманов» еще толком не придумали
названия. Говорят, MTV тогда только начиналось. Говорят, в моде были
такие смешные прически.
В книге было гораздо больше крови и
разговоров о ней, и смертей в ней больше, а один персонаж сборника и
вовсе спал в гробу, перегрызал горло своим партнерам и говорил о себе
«мы»: имя нам легион.
В фильме есть лишь намек на такого
персонажа, да и не нужен он тут, потому что главный зомби-вампир – сами
восьмидесятые, жившие ночами, сосавшие кровь из вечеринок, а днем
покрывавшиеся трупными пятнами СПИДа.
Те из милых мальчиков и
девочек, героев «Информаторов», кто умудрился выжить, превратились к
сегодняшнему дню в заматеревших монстров. Режиссер Грегор Джордан
собрал превосходный актерский ансамбль – от трясущегося Брэда Ренфро
(умершего от передоза сразу после съемок фильма, что пугающе вписалось
в общий настрой «Информаторов») до тех самых заматеревших монстров. Их
он остроумно взял на роли «родителей», уставшего старшего поколения.
Билли Бобу Торнтону в середине восьмидесятых было под тридцать, он как
раз переехал в Лос-Анджелес, чтобы сниматься в кино. Ким Бейсингер в
середине восьмидесятых было под тридцать, она жила в ЛА уже десять лет и собиралась сняться в «Девяти с половиной
неделях». Микки Рурк к тому времени тоже переехал туда же и сыграл у
Копполы в «Бойцовой рыбке». Вайноне Райдер было чуть за двадцать, она
только-только снялась в «Битлджусе» у Тима Бертона.
Все они были
молоды, красивы и знамениты, все они потягивали алкоголь на модных
вечеринках, носили темные очки, лежали на пляже, и мир лежал рядом с
ними.
«Информаторы» иллюстрируют разницу между гламуром и
глянцем: глянец – это красивые люди, пьющие дорогие напитки на модных
вечеринках, это красивый секс, красивые наркотики и красивый
рок-н-ролл, это пустые улыбки и стильные тряпки, это пляж и ласковое
море. Гламур – это все то же самое за секунду до начала распада, и
запах гниения привлекает все больше мух.
На постере фильма – манекен – лучший памятник американским
восьмидесятым.
|