... Мы сделали уже два фильма, казалось бы можно было бы уже и понять
что к чему. Но я немного заторможенный в этом отношении, наверное. И
мне это, в общем-то, нравится… Иногда я смотрю на шлем, который есть в
моей гостиной и до сих пор не понимаю собственной с ним связи.
В
конце апреля, из-за пресловутого вулкана, джанкет по фильму «Железный
человек 2» пришлось переместить из Лондона в Лос-Анджелес. Исполнитель
роли Тони Старка - Роберт Дауни мл., сидя за круглым столом, отвечал на
вопросы журналистов с разных уголков планеты.
Общие приветствия
и удивление по поводу внешнего вида — Роберт в черных джинсах, довольно
длинной ярко-бирюзовой майке и светло-сером очень тонком шерстяном
коротком кардигане, из-под которого та майка закрывает джинсы почти до
бедер. В целом же по-прежнему выглядит как Тони Старк, с той же изящной
бородкой и густой волнистой с проседью шевелюрой. Роберт устраивается
на стуле, сразу же отодвинувшись от стола, ближе к стене, и начинает
качаться, как он это делает почти всегда
О, на пресс-конференции ты выглядел солидней...
Я
вернулся после пресс-конференции, снял костюм, не люблю я их, ходил в
трусах, пока в дверь не постучали. Я подумал, что надо бы надеть халат
что ли, но в шкафу обнаружил вот эти старые джинсы, майку, этот
прелестный кардиганчик, и вот я здесь.
Выглядишь очень хорошо, лучше, чем в костюме, доступней.
Этот
джанкет должен быть в Лондоне, но из-за извержения вулкана перенесен в
Штаты. Все это можно рассматривать как божий промысел или что-то в этом
роде, у тебя когда-нибудь были ситуации, когда что-то менялось не то
твоей воле... Сложный вопрос?
Нет, это не сложный вопрос, это
будет единственный вопрос... (все смеются) Да, я не могу вспомнить...
На самом деле я не могу ничего сказать о чем бы то ни было, что
происходило до последних пяти лет. В пределах последних пяти лет — все,
что угодно, кроме... сами понимаете... (смеется) да, личной жизни.
Вообще такие вещи меня всегда поражали, возвращаясь частично к тому, о
чем ты спрашивала (обращаясь к журналистке из Турции). Я просто в
восторге от того, что иногда происходят вещи от нас совершенно
независимые. Вот, например, мы предполагаем начать съемку, все готово,
все по местам, все в горячке «Мы сделаем это как надо!» и за несколько
секунд до команды «Камера!» начинается дождь, и вот тебе и готовы, и
сделаем!!! (Роберт разводит в стороны руки, показывая разочарование, а
глаза смеются)
"Человек предполагает, а Господь располагает, говорим мы в России... (Man proposes, but God disposes)
Правильно, дорогая, очень правильно. До чего ж вы, русские, умные... понятно почему Микки так любит русских...
Ты упомянул на пресс-конференции, что когда-то наряжался в костюм супергероя, можешь сказать какого конкретно?
Я
соврал. (общий смех) Я вообще помню из всех супергероев только ту
девушку, что играла Чудо-Женщину. Я никогда не надевал костюма
супергероя до Железного Человека.
Значит ты соврал про костюм и
про то, что поцелуй с Гвинет Пэлтроу был самый настоящий, так как она
сказала, что ты вообще не знал, то делал. Ты часто врешь?
Нет,
совсем нет. (спокойно отвечает Роберт) За последние пять лет я соврал
всего два раза и оба раза на этой пресс-конференции. Может быть мне
просто становится скучно, хотя нет, неправда, мы только начали, мне
совсем не скучно с вами. Дело в том, что так много всего неправильно
истолковывается в прессе. Я, по-моему, склонен подозревать скрытые
мотивы, вступая в разговор, или же я просто игнорирую говорящих вообще,
особенно в таких ситуациях. Мне кажется, что на пресс-конференции я
должен бы говорить о таких вещах, как я был без маски, пьян и вокруг
меня полицейские. Это было бы здорово! Это воспринимается почти как
правда.
Что ты думаешь о Микки Рурке, он такой особенный человек, интересный актер...
Я люблю этого парня. Я всегда любил его. Он — легенда, человек, который
выжил несмотря на обстоятельства. Его яркий талант всегда при нем. Я
часто случайно встречал его здесь, в Беверли Хиллс, есть такая Малберри
пиццерия (Mulberry Street Pizza), знаменитая в наших краях, куда он
заглядывал со своей собакой. Я ему «О!, Микки Рурк! Привет! Как дела?».
А он: «Ничего, ты знаком с моей собачкой? Окей! Ну пока. Роберт, да?»
Я, ошалевши слегка: «Да, Роберт..» «Ну, ладно, Роберт, до встречи»! И
весь разговор. Я был рад возможности поработать с ним. Джон задумывал
его героя, Ивана Ванко, как оборотную сторону Тони Старка. Они – тени
друг друга, как я это вижу. Я думаю, что это было бы нелогично, если бы
Тони не имел врагов, особенно таких, о которых он понятия не имеет. В
первом «Железном Человеке» его врагом становится партнер его отца и это
достаточно логично, если подумать, потому что Стейн хочет убрать Тони с
дороги, а у Тони духовное пробуждение, ему бы мир спасти... тут все
понятно и имеет смысл. А в этом случае все происходящее в общем-то даже
не связано собственно с Тони, а с тем, что сделал его отец. Тут своего
рода история почти как в «Крестном отце 2», знаешь... Я думаю, что
Микки был тем самым человеком, который нам был нужен и поэтому, когда
Джон сказал, что он хочет взять на роль Ивана Микки Рурка, я просто с
энтузиазмом продавца пылесосов (смеется) начал кампанию по привлечению
Микки в наш проект. Мы пообещали ему, что это будет работа, которая
окажется достойной его опыта и профессионального уровня, и время
потраченное на нас будет того стоить. Я полагаю, что все получилось,
как мы и обещали, Микки не отказался от помощи в продвижении фильма, к
разговорам с прессой.
В интервью в Корее, ты сказал, что если
«Железному человеку 2» не сможет оправдать твоих ожиданий, то ты
наденешь костюм Железного человека и разнесешь головной офис Марвела...
ну и, оправдал фильм твои ожидания?
О, Боже, это было совершенно
эгоцентричное заявление (опускает голову), звучит так как мог сказать
только актер. Кстати, я фильм-то и не видел еще, а вам как понравился?
(Все энергично закивали головами)
В Hollywood Reporter написали, что Disney предложили тебе роль Оза в Волшебнике страны Оз, это правда?
Правда. Я подозреваю, что правда. Что-то о самом волшебнике, да? Не
знаю. Может быть. Пока ничего конкретного сказать не могу по этому
поводу. (Поворачиваясь к сидящему рядом с ним парню из Сингапура) Ты
был исключительно терпелив, давай свой вопрос...
Спасибо,
Роберт! После успешного проката первого Железного Человека и всего, что
о нем говорилось, какой комментарий тебе понравился больше всего?
Хм...
Дай подумать. Я не знаю, был ли один комментарий, который мне особенно
понравился... Когда мы делали фильм с Джоном Фавро, у меня было
предчувствие, что мы делаем что-то очень хорошои правильно, и люди будут на это реагировать. Мы играли с
драмой, где происходит что-то важное, а в следующий момент мы делали
что-нибудь глупое и нелепое, смешное. И потом мы сделали такую
импровизированную, хотя и очень хорошо отрепетированную, сцену, где
Пеппер протягивает руку к груди Тони, и фактически притрагивается к его
груди. Джон сказал, что он хочет создать вокруг этой сцены такую
метафору, где женщина, протягивающая руку к груди мужчины, ищет его
сердце, и я сказал: «Окей, мистер Джозеф Кемпбелл!» И сцена стала
своего рода сердцем всего фильма. Люди ее помнят. Я полагаю, что когда
люди говорят, что им действительно нравятся какие-то определенные
эпизоды фильма, я сразу вспоминаю всех тех, с кем я работал в этот
момент, я помню день, когда та или иная сцена была снята. Люди
реагируют на то, во что мы вложили наше полное доверие друг другу в
момент работы над той или иной сценой.
Несомненно это было так и задумано. Я то же самое сочетание внес и в Шерлока Холмса. Это то же, что Тодд Филиппс хотел внести в фильм «Минута в минуту» между героем Зака Галифианакиса и моим героем. Для меня фильм, это — общее усилие, конечно, но я думаю, что в фильмах, на которых я вырос и которые я особенно любил, есть такой индивидуальный подход, независимый дух, если хочешь, хотя они были вполне коммерческими. Я приведу тебе такой пример, «Тутси». Это фильм об одном актере, который имеет довольно специфическую проблему, решить которую он принимает совершенно неожиданные и с довольно серьезными последствиями меры. И он создает этими мерами целую кучу разных других проблем, напрямую с его собственной проблемой не связанные, и он оказывается ближе к тому, что он действительно желает, но не знает об этом и почти теряет это... и тут у нас в этом фильме столько таких цельных, естественных актеров как Дастин Хоффман и Джессика Лэнг, фантастически-смешной Чарльз Дернинг. И Дастин Хоффман на улице Нью Йорка в финале выглядит почти как в документальном кадре... Я не пытаюсь сказать, что «Тутси» это мое основное сравнение, но я могу назвать не менее 25 фильмов приблизительного одного периода, семидесятых-восьмидесятых, когда был элемент индивидуальности в коммерческом кино. И потому, что я вырос в это время, мне думается, именно поэтому я вношу тот же самый элемент индивидуального участия в мои нынешние работы.
Мы знаем тебя еще и как музыканта. Ты совсем забросил свое увлечение музыкой, пением?
До сих пор люблю музыку, то есть до сих пор есть во мне эта страсть к музыке и исполнению. Какой бы привести пример тебе (задумчиво ерошит волосы). Вот возьми к примеру танцы. Ты любишь танцевать, и в клубах чувствуешь себя вполне уверенно, на высоте даже, и в один прекрасный момент появляется рядом с тобой кто-то, кто танцует настолько лучше тебя, что ты (показывает как смотрит на того, лучше танцующего) смотришь на него и идешь к стойке бара за стаканчиком содовой. (все смеются). (Помолчав несколько секунд, словно собираясь с мыслями, Роберт продолжает) Мой сын незаметно вырос и превратился в такого естественно одаренного музыканта. Я был сфокусирован в последнее время на работе, делая один за другим фильмы и почти не уделял ему внимания, просто пропустил этот момент. Мы с ним недавно были во Флоренции, и я привел его в магазин гитар, который мне казался одним из самых крутых, он походил там, посмотрел и говорит «Ни одна из этих гитар не имеет души». Я обалдел, но говорю (с непередаваемой словами мимикой Роберт показывает свою реакцию на слова сына) «А! Да, Конечно! Я знал об этом и сам!» Потом мы нашли небольшой магазинчик музыкальных инструментов, где он купил итальянскую классическую гитару 1977 года, и в отеле, настроив ее, вдруг стал наигрывать какую-то классическую мелодию. Я был просто в шоке. Возвращаясь к ответу на вопрос, честно сказать, я до сих пор, конечно же, очень заинтересован в разработке какого-нибудь музыкального проекта, у меня есть одна история, которую я разрабатываю уже несколько лет, но не смогу вам сейчас это объяснить, и боюсь, что пройдет еще лет 15 пока я разберусь с этим.
Джон Фавро сказал нам, что Железный Человек сочетает в себе лучшие и худшие черты Америки, а как ты считаешь?
Это очень странно (берет в руки чей-то диктофон и начинает крутить его по скатерти). Несмотря на то, что я нахожусь как бы в центре происходящего, будучи органичной частью всего проекта, я до сих пор... ну вот давай на таком примере рассмотрим... Хасбро (компания по изготовлению игрушек) прислали мне игрушки, связанные с Железным Человеком, чтобы у меня было что раздаривать, когда я бываю в детских больницах, в школах. Иногда я смотрю на шлем, который есть в моей гостиной и до сих пор не понимаю собственной с ним связи. Словно я до сих пор не понимаю, или это мое артистическое стремление или это просто часть моей работы, или я делаю что-то исключительно коммерческое. Честно, я до сих пор так и не пришел ни к какому выводу, чтобы внятно об этом рассуждать. Странно, правда? (оглядывая все присутствующих за столом по очереди, словно ища поддержки) Мы сделали уже два фильма, казалось бы можно было бы уже и понять что к чему. Но я немного заторможенный в данном отношении, наверное. И мне это, в общем-то, нравится…. и я не против признать, что я действительно не знаю, что он значит...
Может быть это потому что ты смотришь на это изнутри?
Может быть, но стараюсь думать объективно. Наверное, иногда объективно смотрю на все, что мы сделали и вижу себя, в общем-то как довольно хрупкое существо, представляющее собой значительно большую, чем я сам, идею, которая имеет значение для такого огромного количества людей. Кстати, история и ЖЧ несут в себе столько разных значений и для меня лично, и в какой-то степени я просто еще один человек, участвующий в этом общем деле, создании некоего общего имиджа Америки. Не знаю, вы такие вопросы трудные сегодня задаете!
Ты много занимался боевыми искусствами, борьбой для твоих фильмов в последнее время, да? Можно ли это назвать здоровой привычкой?
Привычкой? Вряд ли. Здоровой — однозначно.(смех) И не могу сказать, что это одержимость. Для меня это то, чему я себя посвятил, и больше, чем что-либо еще, это ученичество в прогрессии. Я уже несколько лет этим занимаюсь и вполне доволен собой.
Тебе это идет на пользу.
Спасибо (приосанившись).
Мы видели много фильмов с тобой в последнее время, и все они достаточно успешны, а кроме актерской работы у тебя есть какие-то планы?
В этот самый момент, когда мы с вами разговариваем, в одном месте идут строительные работы над... ааа... над зданием, где расположится производственная компания «Команда Дауни» (Team Downey Production). Сюзанн и я собираемся работать над собственными проектами. Разумеется, мы не будем стоять в стороне от идей больших коммерческих проектов. Мы так же много говорим о производстве низко-средне-бюджетных фильмов, идеи которых лежат как бы немного в стороне от продукта массового потребления, это в общем-то идеи проектов с товарным потенциалом, но не исключительно с целью продать и заработать. У нас с Сюзанн есть тенденция к одинаковому мышлению. И я очень заинтересован в том, чтобы следовать ее лидерству, потому что она — исключительный, очень творческий продюсер... Я подозреваю, что с течением времени... знаешь, ну сколько еще лет я могу наряжаться во что-то и выглядеть привлекательным и чарующим, смешным или нелепым, проделывать все эти трюки, заставляя людей смеяться? Неизбежно подойдет время, когда я должен буду делать просто реалистичные фильмы. Есть жанр драматической комедии, который мне интересен... и многое другое.
Если вы одинаково мыслите, значит вы «родственные души», как бы предназначенные друг для друга?
Могу предположить, конечно, это... (поднимаясь со стула) на самом деле я не очень понимаю что это такое именно в этой формулировке. Женщины — такие странные создания для меня, в общем, я даже не представляю с какой стороны нужно пытаться понять их. Если говорить конкретно о Сюзанн, то мы просто отлично уживаемся вместе. У нас огромное уважение друг к другу, может быть в этом уважении и лежит основа того, что вы называете «родственная душа», ну и кроме того, еще и великолепный секс... (общий хохот) Ладно, не вздумайте развивать эту тему... всем всего хорошего, до следующей встречи, ребята...
Помахав на прощанье всем рукой, Роберт удалился. А мы еще некоторое время обсуждали разговор с ним, который оставил самое приятное впечатление спокойным и дружелюбным тоном Роберта, искренними ответами и его явной внутренней удовлетворенностью собой и работой.
Интервью: Наталья Хиггинсон