70 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман "Мастер и Маргарита".
Михаил
Булгаков писал свой роман "Мастер и Маргарита" в общей сложности 12
лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала
работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.
Известно,
что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году
Булгаков начинает роман "Мастер и Маргарита" (тогда еще не имевший
этого названия).
После смерти Булгакова в его архиве остались
восемь редакций романа.
В первой редакции роман "Мастер и Маргарита" имел варианты названий
"Черный маг", "Копыто инженера", "Жонглер с копытом", "Сын В",
"Гастроль".
18
марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы "Кабала
святош", первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была
уничтожена самим автором.
В 1931 году Михаил Булгаков возобновил работу над "Мастером и Маргаритой".
Вторая
редакция "Мастера и Маргариты", создававшаяся вплоть до 1936 года,
имела подзаголовок "Фантастический роман" и варианты названий "Великий
канцлер", "Сатана", "Вот и я", "Шляпа с пером", "Черный богослов", "Он
появился", "Подкова иностранца", "Он явился", "Пришествие", "Черный
маг" и "Копыто консультанта".
Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.
Третья
редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году,
вначале называлась "Князь тьмы". В 1937 году, вернувшись еще раз к
началу романа, автор впервые написал на титульном листе название
"Мастер и Маргарита", ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и
более не оставлял над ним работу.
В мае – июне 1938 года полный
текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась
почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные
изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно
больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту.
Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит
о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор
не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года,
менее чем за четыре недели до своей кончины.
Роман "Мастер и Маргарита" не был завершен и при жизни автора не публиковался.
Впервые
роман был опубликован только в 1966 году в журнале "Москва" в
сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное
произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны
Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.
Булгаковские места в Москве
Основные
события булгаковского романа "Мастер и Маргарита" разворачиваются в
Москве, которая представлена в романе в таких эпизодах, как "Вечер в
доме литераторов", "События в жилтовариществе", "На Садовой", "Сеанс
волшебной магии в Варьете".
Булгаковская Москва – это и
Патриаршие пруды, и особняк Рябушинского ‑ Литературный институт, и
особняк Маргариты на Остоженке, и "подвал Мастера" – Дом Пашкова, и
гостиница Метрополь, и варьете, и знаменитый " Дом Грибоедова", и,
конечно же, "нехорошая квартира на Садовой, 302‑бис", и гастроном на
Арбате, Александровский сад, Дорогомиловское кладбище, Лубянка, дом у
Каменного моста, Торгсин на Смоленском рынке, Театр детских кукол в
Замоскворечье, Брюсов переулок и др.
Патриаршие пруды. С аллей возле Патриарших прудов начинается знаменитый
роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Еще
в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте существовали три пруда.
В начале XIX в. два пруда были засыпаны. С тех пор уцелевший пруд
хранит в своем названии память о "своих собратьях".
Торгсин.
Слово "торгсин" ‑ это сокращение от словосочетания " торговля с
иностранцами". Потом такие магазины назвали "Березка". Дом, где первый
этаж занимал крупнейший московский Торгсин, появился после революции,
его строили с 1928‑го по 1933 год (архитекторы Маят и Олтаржевский) с
элементами конструктивизма.
Мансуровский пер., 9. Дом, где жил
Мастер. По воспоминаниям современников, когда‑то этот дом принадлежал
артисту Малого театра Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто
бывал в гостях и которому ‑ одному из первых ‑ прочитал свой роман.
Дом
Драмлита. Лаврушинский пер., 17. Дом Драмлита Булгаков перенес из
Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом,
где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и
некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова.
Литовский стал прообразом критика Латунского, квартиру которого
разгромила Маргарита.
Театр Варьете ‑ вымышленный театр в романе
"Мастер и Маргарита", где происходит сеанс черной магии Воланда с
последующим разоблачением. Прототипом Театра Варьете послужил
Московский мюзик‑холл, существовавший в 1926‑1936 годах и
располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая,
18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 года
размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было
построено для этого цирка в 1911 году по проекту архитектора Нилуса.
Рядом же есть сад "Аквариум", где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазелло.
"Дом
Грибоедова" ‑ в романе "Мастер и Маргарита" ‑ здание, где помещается
возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ ‑ крупнейшая
литературная организация. Булгаков запечатлел так называемый Дом
Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20‑е годы размещался ряд
литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских
писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по
образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В ресторане "Дома
Грибоедова" отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и
ресторана Клуба театральных работников.
Нехорошая квартира ‑ квартира №50 в доме 302‑бис по Садовой улице ‑
квартира в центре Москвы, где поселились «дьявольские» персонажи романа
Булгакова "Мастер и Маргарита". "Прототипами" "нехорошей квартиры" были
две квартиры (50 и 34) в доме №10 по Большой Садовой улице, где
Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из
респектабельного дома 13 по Пречистенке, где две квартиры наверхнем этаже занимал родственник знаменитого ювелира
Фаберже, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с
люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот). Дом описан как дом
"302‑бис". Ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с
таким большим номером. Этот вымышленный большой номер должен был
подчеркнуть нереальность происходящего.
С 1980‑х гг. "Булгаковская квартира" стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву. 15 мая 2004 года в доме №10 по адресу улица Большая Садовая на первом этаже был открыт "Культурно‑просветительский Центр, музей "Булгаковский Дом".