Лишь очень немногие юные водители и водительницы могут позволить себе
купить новую машину. Но и для них есть сравнительно дешевое решение
приобретения транспорта, причем легкого в управлении и в уходе.
Непредсказуемую и морально устаревшую, как «Броненосец Потемкин»,
продукцию АвтоВАЗа рассматривать не будем. Также обойдем вниманием
малоизвестную продукцию китайских производителей. Главной целью
начинающего водителя станет европейский second hand, причем только
автомобили с маленькими моторами, чтобы драконовская растаможка «по
кубикам» не влетела в копеечку.
Конечно,
в возрасте 18 лет, вероятно, все хотели бы ездить на быстрых суперкарах
или престижных премиум-тачках, но если зарабатывать самому, то для
начала придется выбрать что-нибудь попроще. Тем более, как показывает
практика, почти каждый водитель в первый год после получения прав
обязательно немножко да разобьет свое средство передвижения. Обидно,
если это сразу будет дорогой автомобиль с космическими ценами на
ремонт. Таким образом, выбор для начинающих водителей автомобиля
подешевле или даже раритета из гаража деда является нормой. Лучше,
правда, не начинать с полуразрушенного Москвича - без кондиционера, с
плохо работающими тормозами -, а начать с европейской микролитражки -
дешевой в эксплуатации.
Для начинающего водителя очень важным
аспектом при выборе автомобиля должны стать хорошие характеристики
безопасности автомобиля. Новички по статистике попадают в аварии чаще
остальных водителей, и поэтому безопасность для первого автомобиля
важнее, чем скорость. Наличие в машине ABS и подушек безопасности
должны рассматриваться при покупке подержанного автомобиля в первую
очередь. Желательно еще наличие электронной системы курсовой
устойчивости (ESP), которая помогает исправить многие ошибки вождения,
но для дешевой малолитражки это редкость. Надо помнить, что все в этом
мире относительно, и никакие средства безопасности не спасут при
столкновении с тяжелым джипом или грузовиком.
Покупка
подержанного автомобиля с малым мотором часто очень выгодна. Как
правило, эти автомобили использовались только в городе для коротких
поездок, и поэтому их общий пробег может быть небольшим. Для
автопутешествий такие машины не используются, особенно если они
оборудованы бензиновым, а не дизельным двигателем. К тому же двигатели
с малым объемом потребляют меньше топлива и недороги в эксплуатации.
В
Европе довольно просто найти автомобили стоимостью ниже 4000 €. Вместе
с растаможкой (30% для автомобилей до 3 лет и 35% для автомобилей до 5
лет) их стоимость в России составит около 200-250 тысяч рублей, что
дешевле, чем например Lada Kalina.
Четырехлетний FIAT Panda 1.2,
с пробегом до 100 000 км стоит € 3500. Растаможка такого автомобиля
обойдется в половину его суммы - € 1740, и все равно в совокупности
стоимость покупки этого автомобиля останется невысокой - 210 000
рублей. FIAT Panda уже довольно не новая модель, которая продается с
2003 года, но вплоть до 2009 года эта модель то и дело входила в 10-ку
самых продаваемых в Европе машин. Итальянцы, например, ценят её за
вместительность, наличие четырех полноценных дверей, простоту
конструкции и дешевизну обслуживания при достойном уровне качества.
Можно найти и более свежие экземпляры Panda с моторчиком 1,1 литра -
эти машины будут еще дешевле.
Пятилетняя Nissan Micra 1,2 с
пробегом по европейским дорогам около 90 000 км будет стоить € 3990 и
еще дополнительно € 1740 придется оставить на таможне. Вне зависимости
от личных вкусов, Nissan Micra или праворульная Nissan March считаются
очень надежными автомобилями. Nissan March очень хорошо известен на
Дальнем Востоке и в краснодарском крае. Паромы везут эти машинки в
Новороссийск, и они заполонили черноморское побережье. Micra и March
предлагают достаточно много места для передних пассажиров, необходимый
комфорт и оригинальный дизайн. На вторичном европейском рынке широко
представлены Micra c 1,2-литровым четырехцилиндровым мотором - к
сожалению, как правило, без системы ESP.
Шестилетняя Opel Corsa
с экономичным движком 1,0 и пробегом 60 000 км будет стоить в Европе €
3600. На такой машине может быть установлена и система ESP, которая
предлагается Opel в качестве опции с 2003 года. Правда, российская
таможня отберет у вас за покупку этого автомобиля € 2500, которые потом
вполне могут пойти на помощь ВАЗу. Общая стоимость такого авто для
российского покупателя выльется в 245 000 рублей. Лучше найти Opel на
год помоложе и тогда его растаможка выйдет в два раза дешевле. Моторчик
у этого Opel, правда, грубоват: трехцилиндровый бензиновый двигатель
передает в салон шум и вибрации. Зато даже в городском цикле Corsa 1,0
потребляет около 6 л на 100 км. Еще у Opel Corsa есть отличный дизель
объемом 1,3 литра.
Пятилетний Peugeot 107 с пробегом 73 000 км
будет стоить € 3850. Выбор двигателя не станет проблемой, потому что он
у 107 только один - это живой и голосистый на высоких оборотах
трехцилиндровый бензиновый двигатель, который обеспечивает низкое
потребление топлива. Качество автомобиля, производимого в Чешской
Республике, считается очень хорошим. На одном конвейере здесь также
производят Citroen C1 и Toyota Aygo. Таможня попросит Вас заплатить 35%
стоимости этого автомобиля, что составит € 1350. Общая цена покупки в
рублях составит 208 000.
Пятилетний Ford Ka с мотором 1,3 литра
и пробегом 46 000 км будет стоить € 3990. Растаможка мотора 1300 см3
обойдется еще в € 1885. То есть после пересечения российской границы
цена за автомобиль составит 235 000 рублей. Правда, по европейским
рейтингам у Ford Ka есть проблемы с качеством, и в отчетах по
надежности он показывает результаты хуже моделей-конкурентов.
Шестилетний
Smart Fortwo также переступает порог возраста в пять лет, после
которого российские таможенные ставки резко возрастают. В Европе
шестилетний Smart с пробегом 72 000 км будет стоить € 3350, а таможня возьмет еще
€ 1500 за крохотный 600-кубовый моторчик Smart'a. Однако для большого
города этот автомобиль очень подходит. Он не отстает от потока в
светофорных пробежках, обеспечивает вполне достаточный комфорт водителю
в пробках, и главное - паркуется в любую прореху на парковке. Но круг
его функциональных возможностей этим и ограничивается: двухместный
салон и неуверенное поведение на автострадах не дают использовать
автомобиль в качестве семейного. Однако как первый автомобиль для
представителя городской современной молодежи Smart очень хорош. За
Smart водится несколько болезней, самая неприятная из которых -
«умирание» турбины. Также ругают машинку за плохой свет и потерю масла.
Маленький трехцилиндровый двигатель на высоких оборотах выдает 61 л.с.
И, что важно, начиная с 2003 года, Smart оборудуется системой ESP в
качестве стандартной опции.