Количество жертв мошенничества, основанного на услугах сотовой
связи, постоянно растет. О нескольких наиболее популярных у мошенников
схем, построенных в основном на психологии манипуляции, «Нашему
Брянску» рассказал помощник прокурора Фокинского района Денис Поцепай.
Основные сценарии действий мошенников
Случай с родственниками
Мошенник представляется знакомым, другом или сослуживцем вашего
родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась
беда (попал в аварию, сбил человека) и сломался телефон (села
батарейка, отобран бандитами, утерян). Предстоит еще очень много
звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует
просьба купить карточку оплаты и продиктовать по телефону ее секретный
код.
Липовый приз
На мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной
радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить
приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию, купить
карту пополнения счета и сообщить ее данные диджсю. Заплатив деньги и
придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что
на радиостанции подобного конкурса не проводили.
SMS-просьба
В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать SMS с
просьбой: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру и, если он не
отвечает, положи на него деньги и перезвони». Многие, особенно люди
пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет
кто-то из близких людей.
Платный код
Абоненту звонит человек, представляющийся сотрудником службы
технической поддержки сотового оператора, с предложением подключить
новую эксклюзивную услугу (для перерегистрации, во избежание отключения
связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи и так
далее). Для этого предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код,
который на самом деле является комбинацией для осуществления перевода
средств со счета абонента на счет мошенников.
«Штрафные санкции» оператора
Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки
оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана
абонент не оповестил оператора (не внес своевременно оплату,
пользовался услугами роуминга без предупреждения и так далее) и,
соответственно, должен оплатить штраф в определенном размере, отправив
номера карт оплаты па номер мошенников.
«Акции» оператора
Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По
условиям «акции» абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает
возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему
необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки
(телефоны прилагаются) «оператора» коды нескольких карт оплаты.
Естественно, выясняется, что карты оплаты пополняют счета мошенников.
Ошибочный перевод средств
Человек получает SMS, оповещающее о поступлении средств на его счет,
переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после этого
ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги
на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным
переводом».
«Идеальный вариант — при поступлении подозрительных звонков не
паниковать, не бросаться собирать деньги, чтобы выручить родственника
из беды или заплатить за приз. Соберитесь с мыслями и проанализируйте
ситуацию — бесплатный сыр бывает только в мышеловке», — советуют в
прокуратуре.
|