За два последних года интернет научился выбирать собственных поп-звезд:
Петр Налич, Сюзанна Бойл, Эдуард Хиль... Главное, что объединяет
интернет-мемов — исполнителей, приобретших популярность благодаря Сети,
— их явная странность, несерьезность и даже ненормальность. Прикол,
ржачка — именно то, что нужно офисному планктону, чтобы расслабиться на
работе.
Борис Барабанов
Столичный
клуб "16 тонн" объявил о том, что 24 апреля здесь состоится концерт
Эдуарда Хиля. Год назад такой анонс был бы воспринят местной
музыкальной общественностью как ответ другому популярному заведению —
"Икре", которая время от времени устраивала концерты Михаила Боярского.
И в том, и в другом случае речь идет о непрофильных мероприятиях.
Площадки, соревнующиеся в актуальности и модности, изредка разбавляют
передовой репертуар приятным ретро, имея гарантированную поддержку
весельчаков из интернета. В случае с Михаилом Боярским детские
воспоминания нынешних 20-30-летних вошли в резонанс с гомерическим
хохотом на Udaff.com и прочих ресурсах, отвлекающих офисный планктон от
работы. Год назад господин Хиль был бы довольно хилым ответом. Теперь
речь идет о концерте, без шуток, самого востребованного певца в мире.
Чтобы
получить приблизительное впечатление о масштабах популярности
75-летнего исполнителя, достаточно зайти на сайт Ipetitions.com. Там
собрана инициативная группа, которая требует организовать мировое турне
исполнителя вокализа "Я так рад, ведь я наконец возвращаюсь домой"
Мистера Трололо, то есть Эдуарда Хиля. На данный момент за гастроли
проголосовали около 3 тысяч человек по всему миру. В группе "В
контакте", посвященной интернет-феномену, числится 31,5 тысячи
участников. В Facebook у Трололо почти 40 тысяч поклонников. Но больше,
конечно, впечатляют цифры на YouTube. Основным источником сетевой
заразы считают аккаунт пользователя RealPapaPit. Здесь телесъемка почти
35-летней давности была размещена 26 ноября 2009 года. Число ее
просмотров составляет примерно 3,5 млн. Это, так сказать, "классический
Трололо". Плюс огромное количество разнообразных видеообработок и,
конечно, кавер-версия австрийского актера Кристофера Вальца, который
вскоре после получения "Оскара" за роль фильме Квентина Тарантино
"Бесславные ублюдки" предстал в образе Мистера Трололо в комическом шоу
Джимми Киммеля.
Сайт "16 тонн" сообщает, что толчком для
мирового помешательства на Мистере Трололо стала радиостанция
"Серебряный дождь", на волне которой забытую песню прокрутили в октябре
прошлого года. Трек записал с эфира некий заокеанский слушатель,
который, проникшись, выложил в свой блог видеозапись песни. Феномен
Мистера Трололо пошагово описан в энциклопедии сетевых субкультур
Lurkmore.ru. Там говорят, что ролик с песней Эдуарда Хиля чуть ли не
полгода скитался по блогам, прежде чем стать хитом на аккаунтах
пользователей YouTube с волшебными именами qqzya и RealPapaPit.
Подробное описание триумфального шествия Мистера Трололо на Lurkmore.ru
составлено на жаргоне отпетых веб-юзеров и требует отдельного перевода.
И нет сомнений, что расшифровкой этого мудреного текста занят сейчас не
один российский продюсер. Потому что всем же хочется сделать в
шоу-бизнесе бомбу, используя только лишь социальные сети, то есть не
вкладывая ни копейки.
О том, что имя артисту можно сделать за
счет социальных сетей, отечественное музыкальное сообщество задумалось
в 2007 году, когда на головы бедных интернет-юзеров свалился Петр Налич
с рукодельным роликом на остроумную псевдобалканскую композицию Gitar
(3 млн просмотров). Потом был явно не совсем вменяемый юный композитор
Николай Воронов со снятым в спортзале школы видео "Белая стрекоза
любви" (700 тысяч) и пермский персонаж Сява с матерным клипом
"Бодрячком" (2,5 млн). Из-за кордона принесло Сюзанну Бойл — 48-летнюю
шотландскую домохозяйку, участницу конкурса Britains Got Talent.
Конкурс она не выиграла, но зато ее выступление набрало 39 млн
просмотров в YouTube, следствием чего стал контракт с Sony Music и
"платина" дебютного альбома за три месяца до релиза. Но наших
музыкальных боссов интересуют прежде всего, конечно, механизмы
функционирования интернет-мемов в родной постсоветской среде.
Борис Барабанов
Самая
благодатная среда для вирусного распространения подобных роликов —
офисная. Смешная картинка или ролик с фриками для клерков — способ
отвлечься от рутины. Клерки могут позволить себе передышку буквально на
считаные минуты или секунды. И чаще всего они расходуются на то, чтобы
посмотреть порно или просто поржать.
Здесь самое время вспомнить
еще одного интернет-персонажа — юного певца Юру Демидовича,
представлявшего на прошлогоднем детском "Евровидении" Белоруссию. Ролик
с его песней "Волшебный кролик" собрал в YouTube более 600 тысяч
просмотров. Интернет-хохмачи вовсю оттоптались на якобы сатанинском
подтексте номера, а также обращали внимание на мимику юного артиста,
имея в виду действие пресловутых "веществ". Между тем парень,
безусловно, не лишен таланта, и польза ему от этой популярности с
оттенком высокомерной издевки сомнительная.
Успех Петра Налича и песни"Gitar", вероятно, также во многом основан на
чувстве превосходства над персонажем, который как бы всерьез поет
по-английски ("ха-ха, мы-то знаем, как правильно!") и искренне гордится
своей "копейкой". Однако в номере господина Налича из всех
клипов-вирусов было больше всего слоев. В ролике было что-то, ради чего
хотелось возвращаться к нему снова и снова. Песне была уготована долгая
жизнь, а сам исполнитель работал дальше. Итог — попадание в финал
"Евровидения" совсем с другой песней, то есть окончательный успех уже
на консервативном, не виртуальном поле.
Нет
сомнений в том, что продюсерам по силам смоделировать героя, исходя из
наблюдений, подобных нашим. Однако формулу генерирования интернет-мема
пока так никто и не вывел. Не существует какого-либо волшебного блога,
попадание в который сулит немедленную славу и деньги.
Недостаточно
проплатить PR в ЖЖ-блогах с тысячами друзей, чтобы запустить вирусную
рекламу артиста. Анализ распространения мемов показывает, что
универсальной точки в их истории нет. Каждый раз нужно было, чтобы
сошлись звезды, чтобы несколько авторитетных ресурсов одновременно, но
независимо друг от друга опознали в персонаже героя. Тогда дело пойдет.
Роль "накруток" и больших денег в классическом уже теперь случае Налича
— до сих пор предмет споров. Многим трудно поверить, что просто так
вышло. И здесь важно знать, что между размещением клипа на YouTube и
началом бурного роста числа просмотров прошло полгода. Если это
изначально был продюсерский расчет, почему так долго тянули? В то же
время самый близкий к понятию "продюсерский проект" рэпер Сява
"выстрелил" сразу. Офисные животные не прочь посмеяться над убогим
гопником в трениках. Сява сорвал банк, но на долгоиграющую историю не
похож. Сегодня создатель образа Сявы Вячеслав Хахалкин всерьез увлекся
театром. Из всех отечественных интернет-героев настоящий большой успех
выпал пока только на долю Петра Налича. Может быть, потому что из них
из всех он написал самые талантливые песни. А может быть, потому что
умеет не только смешить.
Если три года назад интернет-мемы не вызывали у специалистов ничего,
кроме улыбки, то сегодня продюсеры бьются над разгадкой их популярности.
Главный
парадокс заключается в том, что искусственно породить популярного
интернет-фрика невозможно: Сеть, в отличие от эстрадного "пипла", очень
хорошо отличает подделку от оригинала.
|