Событие
недели — главная, возможно, голливудская мелодрама Лео Маккэри, ремейк
фильма, который он же сам и поставил в 1938 году. Авторемейк — штука
нечастая, но историки кино объясняют это неустанной жаждой
совершенства. Маккэри не давали покоя технические новшества: цвет,
широкий экран. Результат действительно незабываем: как ни старайся, но
экранное золото на розовом, эту эстетику кремового торта, не забудешь.
Эта мелодрама настолько совершенна, что почти пародийна.
Настолько
сентиментальна, что в ней не осталось ничего человеческого. Настолько
изысканна, что действие, кажется, завязывается не на лайнере
Неаполь—Нью-Йорк, а на иной планете, населенной такими идеальными
существами, как певица Терри (Дебора Керр) и художник Никки (Кэри
Грант). Он помолвлен с богатой наследницей, она — с техасским бароном.
Оба прилагают титанические, но, конечно же, тщетные усилия, чтобы не
рухнуть друг другу в объятия. Клянутся вечно быть вместе и тут же
договариваются о встрече почему-то через полгода, ровно в 17.00 на
смотровой площадке Empire State Building. Конечно, на сторонний взгляд
такое желание создать самим себе максимум препятствий на пути к счастью
выглядит дико, но эстетическая логика фильма такой дикости требует. В
слишком красивом мире героев все слишком идеально, и если они сами не
подвергнут свою любовь опасности, фильм не достигнет душераздирающей
кульминации со свиданием, сорвавшимся по причине, конечно, ужасной для
героев, но в контексте фильма, безусловно, вызывающей циничный смех.
"Мистер Джонсон" (Mister Johnson) — 1990
Экранизация
австралийцем Брюсом Бересфордом, еще не подчинившим свой талант
голливудским требованиям, классики колониальной литературы — романа
Джойса Кэри (1939), бывшего сотрудника британской администрации в
Нигерии. Действие датировано 1923 годом: эпоха спокойная, мирная. Но
колониальная рутина в чем-то даже страшнее колониальных войн. Душная,
никчемная повседневность пропащей дыры на краю света, заполненная
мелкими страстями; об этом, кстати, все лучшие колониальные фильмы,
например "Чистка" (1981) Бертрана Тавернье.
Британские чиновники
деградируют, местный царек, лицемер Вазири, подсиживает их. А герой,
тот самый мистер Джонсон (Мэйнард Эзиаши), ленивый и неверный секретарь
британца Радбека (Пирс Броснан), завис между двумя цивилизациями:
наверное, главный грех колониализма заключается как раз в том, что,
поманив покоренных туземцев миражами "настоящей" жизни, он сразу же
напоминал, где их место в реальности. Назад Джонсону хода нет: он
считает своей родиной Англию, перенимает манеры и речь белых людей, но
белым ему не стать никогда. Он живет как на холостом ходу, теряя одну
работу за другой. То из-за собственной невинной подлости, то по вине
широкой африканской души: так, бакалейщик Голлап (Эдвард Вудворд)
выгонит Джонсона за то, что он устроит в лавке развеселый праздник.
Естественно, жизнь Джонсона исключает любой хеппи-энд: максимум, что он
получит от белых людей,— это возможность выбрать свою смерть.
"Долгое жаркое лето" (The Long, Hot Summer) — 1958
Экранизация
Мартином Риттом, экс-актером и жертвой маккартизма, сразу трех
произведений Уильяма Фолкнера, вообще-то, с трудом поддающегося
адаптации для экрана. Но в 1950-х годах у передовых режиссеров
Голливуда появился общий востребованный публикой знаменатель, под
который можно было подвести и Фолкнера, и Теннесси Уильямса, да хотя бы
и Шекспира. Этот знаменатель — новый и модный тип актера, верующего в
систему Станиславского, но нюансирующего порой свою роль до полной
нечленораздельности. Они играли нервных и ранимых, но сексуальных,
обиженных на весь свет героев, проявляющих свою ранимость иногда
общественно опасными способами: Джеймс Дин, Марлон Брандо. Ритт сделал
ставку на Пола Ньюмана, только-только обретавшего славу. Ньюман сыграл
Бена, сына известного поджигателя: в связи с папашиной репутацией он
вынужден быть перекати-полем. Как только в городке, где он живет,
что-то загорается, подозрения падают именно на него. Так вот он и
оказывается на Миссисипи, в городке, фактически принадлежащем семье
Варнеров. 42-летний Орсон Уэллс не в первый и не в последний раз
чудесным образом преобразился в старика Уилла, авторитарного патриарха
(впрочем, Уэллс чаще всего играл вариации на тему Бога-отца). Появление
Бена, завоевавшего доверие патриарха, вносит смуту в семью. Клару
(Джоанна Вудворд), рафинированную дочь Уилла, тянет к чужаку, хотя ее и
коробят его манеры. К тому же ее помолвка с аристократом, маменькиным
сынком, трещит по швам: как бы ни были богаты Варнеры, они не чета
старым родам. Джоди (Энтони Франчиоза), неприятный сын Уилла, видит в
Бене конкурента в борьбе за отцовское наследство и готов дойти до
смертоубийства. Но все как-то рассасывается нетипичным ни для Фолкнера,
ни для кино 1950-х годов способом. Но главное, чем кино обязано фильму
Ритта, это то, что на съемках встретились, поженились и прожили всю
жизнь вместе Пол Ньюман и Джоанна Вудворд.
|