Принятые поправки в Правила дорожного движения еще не вступили в силу,
а уже успели вызвать бурю споров и непонимания. А самыми сложными
оказались разделы про «объезд препятствия» и «обгон по полосе
встречного движения». Мы попытались разобраться в изменениях с
экспертами.
Так можно ли объехать препятствие по встречке...
Без
наказания - нет. Для водителей все остается по-прежнему, а в новых
поправках всего лишь прописали, что именно можно считать препятствием
(ранее этого определения не было). Согласно поправкам, «Препятствие -
неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное
транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.
п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является
препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой
полосе движения в соответствии с требованиями Правил».
То есть
сломавшийся автомобиль, упавшее дерево, большая яма - это препятствие.
А вот автобус, остановившийся для высадки пассажиров, автомобильная
пробка и ждущий пассажира таксист препятствием не считаются.
- С
одной стороны, такая поправка на руку водителям - наконец-то гаишники
перестанут считать, что авария, перекрывшая всю трассу, всего-навсего
помеха, а не препятствие, и вымогать за ее объезд взятку, -
высказывается по поводу поправок президент Коллегии правовой защиты
автовладельцев Виктор Травин. - А с другой - яму какого размера можно
считать препятствием? А ремонт дороги к чему отнести? А что
подразумевается под «дефектом дороги»? В общем, доработок тут требуется
много.
Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях,
объезды по встречке наказываются всегда. Только иногда можно схлопотать
штраф, а иногда - лишиться прав.
- «В случае выезда на
трамвайные пути встречного направления, а равно выезда на сторону
дороги, предназначенную для встречного движения, соединенного с
<...> объездом препятствия», грозит штраф в размере от 1000 до
1500 рублей (ст. 12.15. ч. 3 КоАП).
То есть за объезд ямы,
дерева или аварии заплатите штраф. При объезде того, что в новых
поправках под понятие «препятствие» не подпадают, лишитесь прав.
-
«Выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за
исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (то есть
статья выше. - Авт.)» - лишение права управления транспортным средством
на срок от 4 до 6 месяцев (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).
Многие
водители в подобных случаях пытаются объехать препятствие справа. Если
для этого есть свободная полоса, то сделать это возможно, потому что в
ПДД и КоАП нигде не сказано, что такой маневр запрещен (запрещен только
обгон справа, а вы в данном случае не обгоняете, а объезжаете!).
А вот объезд справа по обочине карается штрафом в 500 рублей (ст. 12.15. ч. 1 КоАП).
Объезд по тротуару - 2000 рублей (ст. 12.15. ч. 2 КоАП).
Что
же остается делать водителю, если справа нет свободной полосы, а в
остальных случаях грозит наказание? Руководство Департамента
обеспечения безопасности дорожного движения РФ высказывалось, что такое
нарушение можно свести к «крайней необходимости». Заведующая питерской
адвокатской консультацией «Автоправо» Марина Виноградова не подтвердила
слова госавтоинспекторов и пояснила:
«Правила разрешают объехать
препятствие только справа, если такой возможности нет – остается стоять
и ждать устранения препятствия или сдавать назад (если это не
запрещено) и искать варианты объезда участка по другой дороге.
Если
же вы все-таки поехали объезжать препятствие по встречной, и вас поймал
гаишник, грозя выписать огромный штраф, то вам необходимо подробно
сфотографировать препятствие и дорожную ситуацию со всех сторон: где
находился экипаж ДПС, как объезжали это препятствие другие машины. Эти
снимки нужно будет представить в суд. Рассмотрев их, суд, если в
результате объезда не было ДТП, и встречное движение было не
интенсивным, может вынести водителю устное замечание и прекратить дело
в силу малозначительности нарушения. Подчеркиваю, МОЖЕТ, ибо это его
право, а не обязанность. Ибо за объезд препятствия по встречной
водителю грозит штраф. Сведение к крайней необходимости в подобных
случаях неправомерно, ибо крайняя необходимость подразумевает
предотвращение какой-либо опасности, и причиненный вред является менее
значительным, чем предотвращенный вред. В случае с объездом препятствия
этих признаков нет».
- А вы представляете себе такую ситуацию:
едете пару километров по узкой дороге и вдруг упираетесь в мертво
стоящую фуру, которую без штрафа уже никак не объехать, и никуда не
деться - сзади уже другие машины подпирают, - возмущается Сергей
Канаев, лидер российской Федерации автовладельцев. - По-моему, все эти
поправки дают работу коррупционным схемам.
...и обогнать тихоход через сплошную?
В
одном из новых параграфов прописано: если висит знак «Обгон запрещен»,
то «запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных ТС
(Согласно «Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации», скорость
у тихоходного средства не превышает 30 км/час, и на нем устанавливается
опознавательный знак в виде красного треугольника), гужевых повозок,
мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски» (см. схему ниже).
А
если на дороге сплошная линия? Обгонять при этом нужно по правилам, то
есть не выезжая на встречную. Иначе лишение прав (срок 4 - 6 месяцев,
(ст. 12.15. ч. 4 КоАП).
При этом другая поправка дает точное
определение обгону - это «опережение одного или нескольких транспортных
средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части),
предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на
ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Все остальное будет
именоваться опережением - «движением транспортного средства со
скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».
Казалось бы, так понятнее: обошел по встречной - обгон, по соседней
попутной полосе - опережение. Но вот тут-то начинается путаница.
Если вернуться к тихоходным средствам (см. выше), то:
- при знаке «Обгон запрещен» тихоходные объезжать можно,
- а обгон не что иное, как езда по встречке.
-
Тот, кто писал эти поправки, внес сумятицу в ПДД, которые и без того
читаются двояко, - говорит Виктор Травин. - И это будет на руку
гаишникам. Ну как, скажите на милость, доказать инспектору, что тихоход
ехал со скоростью 28 километров, а не 32 километра? И чего
придерживаться водителю: знака, который обгон разрешает, или КоАП,
который запрещает?
В ГИБДД столицы на наши расспросы ответили, что не готовы навскидку все разъяснить, и предложили прислать официальный запрос.
И
что остается делать водителям? Продолжать жить по старым Правилам. До
вступления в силу новых ПДД - еще полгода, и за это время наверняка
успеют «поправить поправки».
НА ЗАМЕТКУ
Что еще изменится в ПДД в ближайшее время
+
В городе всем придется ездить с включенным ближним светом или
включенными дневными ходовыми огнями, если они предусмотрены
конструкцией автомобиля.
+ Все дорожные знаки получат приоритет перед дорожной разметкой.
+
Движение по круговому перекрестку кардинально поменяется: теперь
преимущество будет за теми, кто едет по кольцу, а въезжающие на него
обязаны будут уступить, если стоит знак «Уступи дорогу».
+
Пропускать пешеходов нужно будет, не только когда они уже переходят
проезжую часть, но и когда только «вступили на нее для осуществления
перехода».
+ Инструкторам по вождению во время занятий,
водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих
специальную цветографическую окраску (гаишникам в том числе), тоже
придется пристегиваться ремнями.