Размер субсидируемой федеральным бюджетом ставки по программе льготного
автокредитования станет фиксированным — 6% годовых. Сейчас
государственная компенсация зависит от ставки рефинансирования
Центробанка, которая с начала запуска программы автокредитования
изменялась 13 раз. Фиксированная ставка поможет сделать программу более
прозрачной и привлекательной для заемщиков, особенно на фоне продления
другой антикризисной программы — утилизации старых автомобилей.
Предполагается, что постановление вступит в силу уже с 1 сентября этого
года.
Государство расплатится своими деньгами
Программа
льготного автокредитования была запущена в апреле 2009 года. В ее
рамках предусматривается выдача льготных кредитов на автомобили
российской сборки стоимостью не более 600 тыс. рублей. Сейчас в кредит
с субсидируемой ставкой можно купить 50 моделей автомобилей, в том
числе все модели АвтоВАЗа, Renault Logan, Ford Focus, Volga Siber,
Skoda Octavia, Chevrolet Cruze, FIAT Albea и "коммерческие” Ducato и
Doblo, а также UAZ Patriot и "Газель”. Первоначальный взнос по кредиту
с господдержкой составляет 15% стоимости авто, а срок — до 36 месяцев.
Размер государственной компенсации считается исходя из 2/3 ставки
рефинансирования, которая в последнее время неуклонно снижалась (с 13%
в 2009 году она дошла до 7,75%), а вместе с ней уменьшался размер
помощи из федерального бюджета. Теперь же при фиксированной 6%-ной
ставке государство будет платить, например, около 800 рублей в месяц за
машину стоимостью в 250 тыс. руб. (это, например, "ВАЗ-2010” или "Лада
Калина”) и около 2000 рублей за машину стоимостью 600 тыс. руб. (а это
уже Ford Focus или Chevrolet Cruze).
Новые автомобили в Волгограде
Ставка в 6% была взята из
среднего значения размеров госкомпенсации, существовавших в течение
всего срока действия программы льготного автокредитования. Банки —
участники программы, а их на данный момент 105, смогут предоставить
более простые условия кредитования. До сих пор банкирам приходилось
каждый раз при снижении ставки рефинансирования заново утверждать в
Центробанке изменения в договорах со своими клиентами.
Автодилеры ждут притока автовладельцев, желающих поменять свои машины с началом сентября.
В
отделе кредитования одной из крупных дилерских сетей корреспонденту
"МК” подробно пояснили ситуацию с 6%: "Пока работаем еще по плавающей
ставке, но ждем вступления в силу предложения о 6% — это было бы очень
удобно и для наших клиентов, и для нас самих. Сейчас возникают большие
трудности с расчетами. Подсчитать кредит по плавающей ставке может
только менеджер, который непосредственно работает с определенным
клиентом, — то есть это всегда разные цифры. В целом благодаря
льготному кредитованию на протяжении всей работы программы наблюдался
стабильный рост спроса”. Остальные дилеры, преимущественно работающие с
российским автопромом, также отмечают небывалый приток автолюбителей:
"Спрос на отечественные машины резко повысился с началом
государственных программ по кредитованию и утилизации. Сдают,
естественно, нашу старую "классику”, да и покупают в основном
"семерки”, "четырнадцатые” и "Ладу Калину”. Кстати, в этом году очень
популярной стала трехдверная "Нива” — ее активно разбирали перед
началом дачного сезона”.
По данным Минпромторга, общий объем
субсидий, предоставленных государством, уже составил 187,057 миллиона
рублей. На сегодняшний день выдано 89,9 тыс. льготных автокредитов, а
число заявок возросло до 197 тыс. Выданных кредитов наверняка могло
быть больше, но в связи с низкой платежеспособностью населения
наибольшей популярностью пользуются недорогие автомобили, предложение
которых ограничено.
Сдал старую тачку? Требуй кредит на новую!
А
если у вас в гараже стоит, например, наша классическая "шестерка”?
Самое время воспользоваться обеими программами государства — сдать
старый хлам и получить льготный автокредит, уже имея на руках 50 тыс.
руб. (эти деньги, например, могут стать первоначальным взносом за
автомобиль стоимостью 350 тыс. руб.). Ведь надо отдать должное —
программа утилизации сработала в нашей стране значительно лучше, чем ее
европейские аналоги. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко
объяснил удачный старт программы утилизации тем, что она началась не в
самом начале кризиса, а немногим позже. "Нас за это иногда даже
критиковали, но я считаю, что мы поступили абсолютно правильно,
поскольку эта мера стимулировала и сопровождала не распродажу складов,
которые скопились, как произошло в Европе, а сопровождала нормальный
процесс заказа автомобилей нового производства”, — отметил Христенко.
Сертификаты за утилизацию автохлама начали выдавать 8 марта 2010 года.
Но уже к 1 июля, а не к концу года, как планировали ранее, было
реализовано 200 тыс. новых автомобилей. "190 тысяч сертификатов уже
оформлено контрактами, то есть известно, какая у людей будет машина,
когда владелец ее получит. Более 130 тыс. автомобилей уже передано
автодилерами владельцам. Мы приступили к реализации второго этапа”, —
утверждает Виктор Христенко. В связи с этим правительство выделило
дополнительно 10 млрд. руб. на вторую волну этой программы, которая, по
прогнозам правительства, завершится в 2011 году. За счет продолжения
программы утилизации Минпромторг рассчитывает на рост авторынка на 5%.
Причем после окончания программы снижения продаж, как, например, в
Германии, не ожидается.
Где же собака зарыта?
На
фоне столь успешной программы утилизации и улучшения условий по
льготному автокредитованию у населения активизировался отложенный спрос
— сначала все начали сдавать автохлам, а потом оккупировали дилерские
центры, работающие по государственной программе автокредитования. Из-за
чего в автосалонах возник дефицит самых востребованных программой
машин. Уже сейчас очереди в ряде случаев растянулись на месяц. По
заявлениям дилеров, в конце сентября должны прийти новые поставки,
которые помогут вернуть предложение на прежний уровень. А пока больше
половины положительных решений по заявкам на автокредит ждут
поступления автомобиля в салон. В пресс-службе одного из дилерских
центров нам сообщили, что с момента введения программы утилизации спрос
на автомобили, которые должны заменять автохлам, подскочил чуть ли не в
2 раза. Сейчас абсолютно все автомобильные ритейлеры стали совмещать
льготное автокредитование с утилизацией, особенно при покупке иномарок
российской сборки. Например, при покупке Skoda Octavia можно фактически
получить скидку в 100 тыс. рублей. 50 тыс. по сертификату утилизации и
еще до 50 тыс. рублей сэкономить в течение трех лет, пока государство
оплачивает 6% из общего размера ставки автокредита. Отметим, что сейчас
средняя ставка автокредита составляет около 9%.
Поэтому, если у
вас есть желание и возможность воспользоваться государственными
автопрограммами, лучше поспешить и начать собирать все нужные документы
с приходом сентября, в котором ожидаются большие поставки автомобилей.
|