21:43 «Пассажирка»: старая история на старый лад | |
Несмотря на то, что новая картина Станислава Говорухина «Пассажирка» вышла в прокат только в начале ноября, она уже успела снискать лавры и фестивальные призы. Правда, «призовой статус» фильма подразумевает не венецианского «Золотого льва» и не «Золотую раковину» из Сан-Себастьяна, а пока лишь главный приз белорусского кинофестиваля «Листапад», Гран-при VI фестиваля «Московская премьера» и специальный приз Минского горисполкома. Так что «Пассажирка» неплохо подготовились ко встрече с российским зрителем. Лента посвящена истории о том, как одна красивая женщина способна внести сумятицу и разлад на военном корабле, полном отважных, честных, верных своему офицерскому долгу и вообще самых что ни на есть положительных мужчин. Впрочем, в интерпретации Станислава Сергеевича всё это выглядит более романтично, более загадочно и более сентиментально. В 1882 году в порту Сан-Франциско на борту русского корабля «Смелый» появляется красивая женщина, молодая вдова Вера Сергеевна. Женщине нужно как можно быстрее попасть в Гонконг, куда будет заходить во время своего плавания «Смелый». ПассажиркаКонечно, первоначально все моряки, от кока до капитана сопротивлялись затее привести на корабль женщину (обычно такие действия, по морским поверьям, до добра не доводят), но настойчивые просьбы русских дипломатов в Америке и красота Веры Сергеевны, которую не смогли не оценить офицеры, сделали своё дело. Как оказалось впоследствии, присутствие на корабле двух женщин (Веры Сергеевны и её горничной Анюты) действительно создало проблемы. И, как нетрудно догадаться, проблемы эти носили амурный характер. Ну не могло не возникнуть соперничества из-за женщины в замкнутом пространстве, полном отважных и горячих мужчин. Имя Станислава Говорухина в титрах изначально является гарантией того, что зритель посмотрит качественный, продуманный в сюжетном отношении, очень тщательно и профессионально исполненный с технической точки зрения фильм. Ведь Говорухин по своей натуре режиссёр-публицист, он «за правду» как общую характеристику фильм и за достоверность во всех деталях (не зря ведь русский парусный корабль конца позапрошлого века был воссоздан с такой скрупулёзностью, что даже профессиональные моряки, смотревшие фильм, выразили полное одобрение). ПассажиркаУ каждого по-настоящему крупного выдающегося режиссёра есть своя, индивидуальная, носящая отпечаток личности манера творческого повествования. Говорухин цель своего творчества видит прежде всего в том, чтобы показать, как должно быть, как нужно поступать, говорить и думать правильно. Станислав Сергеевич человек с активной жизненной позицией, на его счету несколько нашумевших документально-публицистических фильмов в начале 1990-х годов. Поэтому его стремление к достоверности и жизненности повествования в каждом фильме является привычным и естественным. Да, фильм вызывает положительные эмоции, затрагивает правильные темы, пытается сыграть на душевных струнах, подкупает своей «настоящестью», но... При просмотре едва ли не первого кадра возникло и на протяжении фильма неуклонно нарастало чувство, что нечто весьма похожее уже доводилось видеть. Та же история о русских юношах в дореволюционной военной форме, которые влюбились в красавицу, бывшую несколько старше их. О том, как на пути молодых влюблённых пытался встать влюблённый постарше, поважнее чином и положением в обществе. О том, что любовь зачастую приводит к трагедиям. Если хорошенько покопаться в памяти, можно вспомнить, что всё это уже было в фильме Никиты Михалкова под названием «Сибирский цирюльник». Естественно, ни о каком плагиате не может быть и речи, но когда очень похожие истории рассказываются очень похожим языком, естественно, что та история, которую рассказали позже, становится куда менее интересной и захватывающей. Также насторожил такой момент, как акцент повествования на прославлении русского духа, русского оружия, русских мужчин, русских женщин, короче говоря, всего русского. Патриотическое воспитание посредством кинематографа, это, конечно, хорошо. Главное, что бы оно незаметно не переросло в «ура-патриотическое» воспитание... А если режиссёры и дальше будут следовать традициям Голливуда и показывать национальный (или национальный военный) флаг в каждом втором кадре, то это может оказаться весьма вероятным. Кажется, про такие случаи говорят - всё хорошо в меру. В «Пассажирке» эта мера не была превышена, но до критической черты оставалось не так уж много. | |
|
Всего комментариев: 0 | |