Вдохновенный мордобой демонстрирует фильм «Вороны: продолжение»
японского режиссера-хулигана Такаси Миике. Бескомпромиссное сражение
двух школьных банд стало фоном для становления сильной лидерской
личности.
Истории
про становление подростковой личности или «школьное» кино, вышедшее из
жанра «роман-воспитание», не стесняется насилия, особенно американское.
Сюжетный шаблон всегда примерно один и тот же – неординарный ребенок
должен доказать себе и окружающим право на неординарность. Он хорошо
играет в баскетбол или крутит нижний брейк, быстро считает или пишет
стихи, играет на тромбоне или рисует красоту на бетонных заборах. Так
или иначе, мы имеем пред глазами мятущуюся душу, которая в итоге
становится гордой общественно полезной единицей.
Герои дилогии
Такаси Миике «Вороны» — «Начало» (вышло два года назад) и «Продолжение»
(появилось в прокате только что) – тоже ребята выдающиеся. Но они и не
думают об учебе или развитии талантов. Эти парни много курят, пьют,
ругаются и дерутся. Собственно, драки – их главное занятие и смысл
жизни. И режиссер не видит в этом ничего дурного. Совсем наоборот.
Нельзя
сказать, что школа Судзуран, главное место действия «Воронов» —
типичное для Японии образовательное учреждение. Судзуран – это то, что
творится в головах японских подростков. Что подтверждает, во-первых,
бешеная популярность одноименной манги, сочиненной Хироси Такахаси и
разошедшейся тиражом больше 30 млн экземпляров. Во-вторых, и фильм
Миике, с условной школой-ристалищем и подростками-бойцами, вовсе не
бытовая зарисовка, а крик юной души.
В первой части в Судзуране
появляется новый ученик Гэдзи, который собирается утверждаться на новом
месте не примерной учебой и прилежанием, а с помощью кулаков. Гэдзи
должен стать лидером Судзурана, чтобы доказать свою состоятельность
отцу-гангстеру.
И если в «Начале» Миике еще ведет довольно
сложную игру в параллельные сюжеты, в которых школьная и гангстерская
истории взаимодействуют, то в «Продолжении» сюжетная линия постепенно
превращается в пунктир. Проходит этот пунктир через конфликт Судзурана
с другой ученической группировкой, объединенной такой же школой-замком
Хосен. Сделан этот конфликт вполне в духе старых-добрых самурайских
картин.
Гэндзи снова нужно утверждаться в качестве лидера и объединять вокруг себя Судзуран. Только теперь силы уже недостаточно. Завалив лидера, лидером еще не
становятся. Вот о чем советует задуматься Миике японским подросткам с
большими амбициями. Что, впрочем, не мешает ему заполнять 90% фильма
отчаянными драками.
Пожалуй, трудно отыскать в японской, да и в
мировой практике фильм, где били бы морды так много, увлеченно,
подробно и азартно. В соотношении реплик и ударов слова терпят
сокрушительное поражение. Разве можно кому-то что-то толково и
убедительно объяснить, не начистив ему рожу.
Подростковое
насилие для Миике вовсе не криминальная проблема, которую надо решать.
Напротив, он находит в нем поэзию и драму, героизм и самоотверженность.
Настоящий мужчина становится личностью, только научившись честно
сражаться до конца. И утверждению этой простой мысли Миике, не
теряющий, между прочим, здоровой иронии ни при каких обстоятельствах,
готов посвятить не одну сотню расквашенных носов и подбитых глаз.
|