Госдума приняла в первом чтении законопроект об удвоении ставок
транспортного налога. Теперь регионы смогут как сохранить его на
прежнем уровне, так и повысить в 10 раз против нынешнего. Автомобилисты
7 ноября ответят акциями протеста по всей России.
Госдума
на заседании в пятницу приняла в первом чтении законопроект
Министерства финансов, предусматривающий удвоение базовых ставок
транспортного налога с 2010 года. Как пояснили «Газете.Ru» в
пресс-службе Министерства финансов, законопроект был внесен в Госдуму в
начале октября.
Это означает, что с 2010 года легковые
автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил будут облагаться
по базовой ставке 10 руб. за каждую лошадиную силу, от 100 до 150 л. с.
– 14 руб., от 150 до 200 л. с. – 20 руб., от 200 до 250 л. с. – 30 руб.
и свыше 250 л. с. – 60 руб. за лошадиную силу.
Согласно
действующему до сих пор законодательству, регионы РФ могли как
повышать, так и уменьшать ставки транспортного налога, но не более чем
в 5 раз от средних тарифов, разработанных в Минфине. В новой редакции
Налогового кодекса местным властям предоставляется право увеличивать
ставки в 5, а понижать в 10 раз. Кроме того, субъекты смогут менять
ставки в зависимости от года выпуска и экологического класса автомобиля.
Но автоматического повышения налогов не будет: в конечном счете ставку будут определять региональные власти на местах.
Регионы,
в которых ставки транспортного налога были максимальными в этом году, в
2010-м получат возможность удвоить их. В особенности тяжело придется
автовладельцам Санкт-Петербурга. Сегодня даже тем из них, кто имеет
авто мощностью до 100 л. с., приходится платить 22 руб. за лошадиную
силу (в три раза больше, чем москвичам, платящим 7 руб. за 1 л. с.). С
января 2010 года петербургская ставка транспортного налога может
вырасти до 44 руб. за лошадиную силу для наименее мощных автомобилей.
В
Государственной думе, по сообщению корреспондента «Газеты.Ru»,
законопроект был принят быстро: жалобы отдельных депутатов на то, что
на внесение изменений им было отпущено очень мало времени, на общий
результат голосования не повлияли.
Как поясняют в Минфине,
ставки по транспортному налогу не менялись с 2003 года, что
неправильно. К тому же новый законопроект увеличит налоговую автономию
субъектов федерации, а также «даст им возможность повысить доходы
региональных бюджетов».
Автомобилисты, однако, не верят, что в
каких-либо регионах транспортный налог понизят. Сергей Канаев, лидер
московского отделения Федерации автомобилистов России, уверен: с 1
января всех ожидает повышение. «Денег у регионов сейчас мало. Учтем,
что этот налог не целевой, собранные деньги поступают в региональный
бюджет. В этом контексте удвоение базовых ставок очень пригодится
региональным администрациям», – говорит Канаев. Тем не менее федерация
намерена готовить обращения ко всем губернаторам и областным
законодательным органам с просьбой не увеличивать налог и
предупреждением, что эффект может быть обратным.
В субботу, 7 ноября, в разных городах России автомобилисты проведут очередной протестный автопробег против ужесточения транспортного законодательства и, в частности, роста транспортного налога.
В
Москве активисты ФАР соберутся вечером на Зубовском бульваре и проедут
круг по внутренней стороне Садового кольца до набережной Тараса
Шевченко. С властями Москвы акция не согласована.
Водители
отреагируют на удвоенный налог отказом платить, полагает председатель
Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, и
нынешний уровень транспортного налога для многих автомобилистов не
приемлем. Как следствие, во многих регионах уже отработан механизм
ухода от этого налога вообще. В частности, автомобили просто снимаются
с учета: владельцы рассуждают, что лучше платить штрафы, чем уплачивать
транспортный налог в размере 20–25 тыс. руб. ежегодно. Если проект
будет принят во втором и третьем чтении, с начала следующего года можно
ожидать, что уклонение от налога примет массовый характер.
|