Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?
Малькольм Гладуэлл
Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2010 г.
В
древности, гениальность считали даром богов. Это не удивительно -
учитывая то, что божественному вмешательству люди всегда приписывали
таинственные явления. Сейчас мы думаем, что гениальность объясняется
уникальной генетической программой, доставшейся человеку от его
родителей. Но это объяснение поверхностно - оно не учитывает многие
закономерности, известные психологам и социологам, которые изучают
жизнь выдающихся людей.
Врожденные способности - далеко не все.
«То, что мы называем талантом, является результатом сложного
переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно
полученного преимущества», - утверждает в своей книге Малькольм
Гладуэлл. На множестве ярких примеров он показывает, что гениям
повезло. Они оказались в нужном месте в нужное время. Родись они чуть
раньше, чуть позже или в несколько ином социальном окружении, и их
жизнь сложилась бы иначе.
На первый взгляд, этот вывод звучит
печальным приговором людям, которые считают что «им не повезло» и «они
не получили преимущества». Но мы можем взглянуть на вопрос иначе: если
по объективным причинам мы еще не смогли раскрыть свои таланты, мы
сможем это сделать, создав для себя нужные условия и приложив
достаточно труда.
Гладуэлл развенчивает миф о том, что гениям
все дается легко, что они достигают вершин без особых усилий. Напротив,
для раскрытия талантов необходима колоссальная работа, на которую
способен не каждый.
«Мысль о том, что достижение высокого уровня
мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного
объема практики - не раз высказывалась в исследованиях по
профессиональной компетенции. Ученые даже вывели волшебное число,
ведущее к мастерству: 10 000 часов».
Если вы занимаетесь
осмысленной и продуктивной работой 10 000 часов, у вас есть шанс стать
стать великим в своем деле - но не раньше. О Моцарте говорят, что он
начал сочинять музыку в возрасте шести лет. Но до гениальности ему было
еще далеко.
«По сравнению с работами зрелых композиторов ранние
произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность
того, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись.
Многие детские произведения Вольфганга... представляют собой по большей
части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов,
полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим, был
написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку
уже десять лет».
Когда в 1964 году в мире началась «битломания»,
казалось, что «Битлз» возникли из ниоткуда. Но ко времени взлета из
популярности, за плечами известной четверки были многие тысячи часов
выступлений на публике в клубах Ливерпуля и Гамбурга.
Билл
Гейтс, будущий основатель Microsoft, начал заниматься программированием
в восьмом классе школы, проводя за компьютерным терминалом все
свободное время. К тому моменту, когда он ушел со второго курса
Гарварда и основал собственную компанию, он набрал более 10 тысяч часов
программирования. Много ли подростков могут похвастаться таким опытом?
«Успеха
добиваются те, кому повезло. Но все эти возможности по сути сводились к
одной: к возможности работать упорнее всех остальных», - делает вывод
автор.
Значительная часть книги посвящена анализу того, как наши
культурные особенности влияют на успех и неудачу. Каждый из нас
принадлежит к культуре с уникальным сочетанием положительных и
отрицательных характеристик, тенденций и склонностей. Этот факт не
должен нас коробить. «Культура - это не смирительная рубашка. Мы, люди,
способны примерять новую личность и входить в новые роли - и это делает
нас свободными. Мы не узники своего культурного наследия. Но прежде,
чем решить, куда двигаться, мы должны осознать, откуда пришли».
«Можем
ли мы помочь людям стать лучше в своем деле, если будем серьезнее
относиться к культурному наследию? Думаю, что можем». Осознавая
характерные черты нашего окружения, мы можем избрать путь, позволяющий
раскрыть наши таланты, достичь большего успеха и счастья. Даже если мы
никогда не считали себя гениальными и способными.
|