Снижение потребительской активности россиян, сложности, с которыми столкнулся рынок розничной торговли в текущем году, пути развития off-line и on-line-ритейла, потенциал регионов в решении проблем розничных сетей — ежегодная конференция «Ритейл в России», организованная газетой «Ведомости» уже в седьмой раз, состоялась в Москве в четверг, 15 декабря. Разносторонний подход к вопросам розничной торговли продемонстрировали участники конференции: они спорили, объясняли, доказывали, делились своим опытом.
«С 2012 по 2015 год Россия станет страной регионов», — тенденции «захвата» розничными сетями малых городов поднял в своем выступлении генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, чем очертил один из важнейших путей развития розничной торговли. Дело в том, что в больших городах между крупными сетями магазинов начинается жесткая конкуренция, поэтому рост этой отрасли возможен только в регионах. И, что самое главное, не в региональных «столицах», где борьба за покупателя итак достаточно серьезная, а в городах с населением в 30-50 тысяч человек. Однако, по мнению Михаила Бурмистрова, такое развитие требует особого формата торговли: других технологий, других форм управления, логистики, инвестиций. И далеко не все сети к этому готовы. В ключе регионального развития в качестве примеров приводились две крупнейшие российский розничные сети — «Магнит» и «X5 Retail Group» (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Кстати, обе эти компании уже давно пришли на брянский рынок. Так, например, магазины «Магнит» появились уже не только в Брянске, но и в Карачеве, Навле, Дятьково, Погаре, Клинцах, Фокино, Новозыбкове. Такие тенденции говорят о дальновидности этих компаний.
В последнее время в среде российский ритейлеров выработался некий лозунг, который можно сформулировать как «buy local», т.е. «покупай местное», поскольку вопрос качества продукции стоит сейчас во главе угла. Особо поднимался вопрос производства и потребления российской мясной продукции. «Если не будет тесного контакта между производителями, поставщиками и потребителями, динамичного и гармоничного развития каждого из этих звеньев, то никакого нормального мясного рынка мы не получим, — отметил руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Конечно, многое меняется. Мы когда-то вынуждены были покупать только самые дешевые продукты, но сегодня потребитель становится все более разборчивым. К сожалению, одна из проблем поставщиков — малоинформированность, нежелание закупщиков узнать, что такое настоящее мясо». Сергей Юшин продемонстрировал собравшимся всю производственную цепочку по изготовлению хорошего, качественного мяса, начиная от закупки зерна и заканчивая заботой об окружающей среде. И выводы были не самые позитивные — уж очень это дорогостоящее занятие.
Однако специалист отметил, что в стране начали создаваться условия для инвестиций в сферу животноводства, а в частности в производство крупного рогатого скота. «Чтобы произвести 30 тысяч тонн мяса, нужно затратить 800 миллионов долларов. Вот такой проект начали реализовывать в Брянской области, — на слайдах презентации, подготовленной Сергеем Юшиным, появились фотографии современного животноводческого комплекса компании «Мираторг». — Это не картинки из Айовы, это Брянская область. Здесь создают маточное поголовье как основу производства. Повторю еще раз, это 800 миллионов долларов и 11 лет окупаемости. Туда привезли американских ковбоев, которые сейчас в шоке от того, что в России такое можно делать, но им интересно». Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации отметил, что такой уровень становится реальностью в современной России. И недалек тот день, когда на российских прилавках появится исключительно качественная местная продукция, тем более что первые шаги на этом пути уже сделаны.
Кроме особенностей развития фуд-ритейла (от англ. food — еда), большое внимание уделялось и «нонфуду». О специфике работы единственного дискаунтера (сеть магазинов, торгующих в розницу по ценам, приближенным к оптовым) среди сотовых операторов со стопроцентным заграничным капиталом рассказал директор по развитию собственной розничной сети Tele2 Россия Александр Смолин. Сейчас компания находится в процессе ребрендинга и, судя по словам г-на Смолина, этот процесс позволит сотовому оператору выйти на новый уровень. Сейчас сеть компании распространилась на 43 субъекта Российской Федерации. Инвестиции в Россию продолжаются. Сегодня Tele2 занимает четвертое место среди представленных российских сотовых операторов. «Нас, действительно, давят конкуренты, поэтому нам приходится выживать в нашем сегменте низких цен и постоянно тщательно продумывать новые формы и способы взаимодействия с покупателем, чтобы увеличивать долю рынка», — говорит Александр Смолин.
Директор по развитию розничной сети Tele2 в России поделился с участниками конференции не только положительным опытом компании, но и отрицательным. Так, например, он рассказал о «провале» первых магазинов сотовой связи, где посетитель мог в режиме самообслуживания выбрать номер, тариф, аксессуары и непосредственно телефон. Однако чрезвычайно богатое оформление таких салонов, похоже, частично отпугнули потребителей. Поэтому было принято решение о «переделке» внутреннего оформления салонов связи. По словам Александра Смолина, небольшие салоны и торговые точки Tele2 в регионах и на окраинах, привычные и каждому брянцу, приносят достойную прибыль, поэтому перед оператором стоит задача модернизировать их в соответствии с новым стилем компании так, чтобы посетителям было максимально комфортно в них находиться.
Кроме того, Александр Смолин обратил внимание на основные проблемы, стоящие перед компаниями сотовой связи. Среди основных он отметил острый кадровый вопрос, ценовые войны между конкурентами, дефицит качественных площадей, локальная бюрократия и другие. Затем г-н Смолин рассказал о том, какие шаги предпринимает Tele2 для привлечения покупателей. Именно на это нацелен рестайлинг компании. Так, например, в некоторых салонах появились аппараты, с которыми можно «поиграть» и выбрать себе номер, тариф. «Мы сами радовались, как дети, как тестировали первые аппараты», — отметил директор по развитию розничной сети Tele2. Однако просто поставить такие автоматы — мало, поскольку потребителю нужно показать и рассказать о новой системе. Для этого нужен компетентный персонал. И в следующие разы люди уже с удовольствием приходят в салон и охотно пользуются новым гаджетом. Компания постоянно занимается поиском новых форматов, которые могли бы привлечь клиентов. В ближайшей перспективе планируется запуск салонов типа 3D Live Store.
«Мы будем тестировать такие системы, в том числе и в России. Благодаря этому в будущем вы можете не встретить в магазине продавца, зато будет огромный экран, на котором можно будет и выбрать тип продавца, и заказать товар, и оплатить услугу и т.д. Так скомбинировано будут выглядеть вскоре наши магазины», — рассказал о задумках компании Александр Смолин. Таким образом в своем выступлении директор Tele2 Россия затронул одну из важнейших тенденций современного ритейла — внедрение современных новых технологий. Ведь именно такой подход позволяет заинтересовать потребителя, особенно молодое поколение, которое всегда с позитивом относится к инновациям.