11:14 Сериал «Школа»: и чего все так переполошились? | |
Наблюдать за реакцией широкой общественности и особенно её учительско-чиновничьей составляющей на сериал «Школа», очень занятно и удивительно. Читая гневные и подчас даже истеричные требования педагогического сообщества «немедленно убрать с экранов эту чернуху, эту клевету на нашу систему среднего образования», нельзя не вспомнить о старой народной мудрости, согласно которой в ссоре громче всего кричит обычно тот, кто не прав. Самое любопытное то, что большинство критиков сериала, рассказывающего о жизни и проблемах старшеклассников обычной московской школы, не могут заявить, что показанные в фильме школьные проблемы выдуманы. Просто либо говорится о том, что в данном случае все возможные негативные моменты собраны вместе (чего якобы в настоящей жизни быть не может), либо заявляется что-то вроде «ну, может быть, в какой-нибудь школе такое и происходит, но в нашей и нам известных школах - никогда и ни за что!». Что же, каждому из зрителей для выводов о соответствии сериала «Школа» действительности достаточно сравнить его со своим школьным опытом, а мы между тем сосредоточимся на собственно кинематографических особенностях фильма. ШколаВ данном случае присутствует, безусловно, тонкая и не лишённая изящности операторская находка - придать всему сериалу характер документальной съёмки, отказаться напрочь от постановочных кадров, от операторской работы в её традиционном понимании для кино. С помощью такой «журналистской» манеры съёмки достигается весьма достоверный «эффект присутствия», зритель по сути перестаёт быть сторонним наблюдателем, а становится свидетелем и участником событий. Для школьников-зрителей это возвращение в свою реальную среду, для зрителей, которые уже школьниками не являются, это наилучший способ освежить свою память и зрительные ощущения от школьных лет. Это практически идеальная позиция для отображения и восприятия школьной жизни такой, какая она есть. ШколаНо в этой оригинальной стилистике операторской работы скрывается и одна из основных слабостей сериала «Школа». Вернее, в чрезмерном увлечении «документалистикой» и проблемах с чувством меры, которые в данном случае наблюдаются у режиссёра Валерии Гай Германики. Динамичная, максимально приближенная к жизненным условиям съёмка это, спору нет, хорошо. Но ведь и в реальной жизни человек не двигается непрерывно 24 часа в сутки, не вертит головой по сторонам всё время, пока бодрствует. А, между тем, по сериалу «Школа» складывается именно такое впечатление, камера не останавливается ни на полминуты даже в тех случаях, когда её движение ничем не обусловлено. С точки зрения зрителя это очень утомительно визуально, мельтешение по экрану быстро начинает напрягать, отчего сосредоточиться на происходящем гораздо сложнее. В сериале предостаточно моментов, когда можно предоставить зрителю визуальный отдых и сделать кадр стабильным хотя бы на какое-то время - те же самые «панорамные» виды школы, например. ШколаДругим фактором, которым одновременно является и изюминкой и ахиллесовой пятой сериала «Школа», является его актёрская концепция. Как известно, для максимальной правдоподобности и естественности поведения «школьников» режиссёр дала актёрам установку играть каждую сцену одним дублем, при этом дав очень широкую свободу для импровизации. Возможность вносить в образ максимальное количество личных особенностей поведения, собственных проявлений характера и темперамента, конечно, раскрепостило начинающих актёров (которые практически все являются или недавними выпускниками театральных ВУЗов, или студентами таковых). Но проблема в том, что вниманием режиссёра и продюсеров как-то была обделена непреложная истина, что настоящая талантливая импровизация всегда требует тщательнейшей подготовки. В данном случае такой подготовкой должен быть очень высокий уровень исполнительского мастерства актёров. К сожалению, естественность поведения актёров сериала «Школа» не перевешивает их профессиональной неопытности и угловатости. Да, перед создателями фильма стояла почти невыполнимая задача - обнаружить молодые дарования в том возрасте, когда очень редко можно сказать, насколько талантлив тот или иной актёр. Но здесь дарования выглядят уж слишком неогранёнными, что вызывает немало вопросов к достоверности игры. Именно в силу этого обстоятельства теряют значительную часть своего воздействия на зрителя и диалоги героев. При том, что эти диалоги составлены на удивление правдоподобно и звучат «как в жизни», по-настоящему. Актёры произносят их слишком натянуто, натужно, слишком стараясь выглядеть естественно. Здесь мы наблюдаем тот самый случай, когда «как говорить» ничуть не менее важно, чем «что говорить». Но, несмотря на то, что основные творческие находки сериала «Школа» были использованы не слишком эффективно, сам проект, безусловно, заслуживает высокой оценки. Во-первых, за саму попытку создать телепродукт, обладающий собственной стилистикой и оригинальным лицом; во-вторых, за поднятую сложную тему. Может быть, концентрация школьных проблем в этом сериале превышает среднестатистическую в обычной российской школе и для обычных российских школьников, но в том, что каждая из этих проблем вполне реальна для каждого, кто в наших школах учится, сомневаться не приходиться. Если, конечно, быть честным. Александр Бабицкий | |
|
Всего комментариев: 0 | |