Производство: Россия
Год выпуска: 2009
Жанр: драма
Продолжительность: 116 мин
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов ,Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Александр Домогаров и др.
Об этом фильме трудно писать – слишком уж неоднозначно то, что происходит на экране. Но все же попробую определиться.
Во-первых,
как всегда, когда речь идет об исторических фильмах, скажу, что мое
знание истории не позволяет судить о достоверности снятого. Так что
спор о том, насколько правильно режиссер фильма Лунгин отобразил
историческую канву событий, я оставлю людям осведомленным. Оно,
впрочем, и не столь важно, поскольку, несмотря на полную реальность
исторических фигур Ивана Грозного и митрополита Филиппа, главным
является их противоборство, а сама история – лишь фон для рассуждений о
добре и зле, всевластии и вере. Так что – ни в коем случае не биопик, а
драма на фоне истории.
Теперь ближайшие ассоциации – может быть,
это и оскорбит кого-то, но как по мне – «Царь» это не более чем
«Гладиатор», перенесенный на благодатную российскую почву. Та же
голливудская иллюстрация, да на российский лад. Одним словом, лубок –
сюжет слишком схематичен, фигуры слишком плоски в своем стремлении к
злу или к добру, нет середины. Фильм показывает русскую душу именно
такой, какой ее привыкли видеть на Западе – загадочной,
непредсказуемой, жестокой или непоколебимо святой. Чистая достоевщина!
Ладно Запад, но такое впечатление, что и в самой России поверили в эти
сказки…
Итак, правление Ивана Грозного. Вовсю лютуют его
опричники. В Москву, занять пустующее место митрополита, приглашен друг
детства царя, игумен Филипп. В центре сюжета противостояние этих двух
фигур, олицетворяющих Власть и Церковь. Трагедия сумасшедшего в своей
жестокости царя, свято верующего в свою избранность, и митрополита,
пытающегося открыть ему глаза. Попытка, заведомо обреченная на провал.
В фильме много крови, сумасшествия (порой выглядящего как кривлянье). И много, даже через край – веры. Эпизоды с иконой, с упавшими цепями и исцелением убогих просто переходят все грани разумного.
Великолепные
актерские работы – Мамонов, Янковский, Кузнецов, Охлобыстин. Если бы не
актеры, то о фильме и говорить не стоило бы.
Лично мне безумно
жаль, что последняя роль Олега Янковского – это митрополит Филипп.
Несмотря на просто блестящую актерскую игру, это не та фигура и не тот
фильм…
Лучший кадр – Иван Грозный, говорящий с явившимся к нему духом
казненного врага.
Худший
кадр – икона, рушащая опоры моста. Как тут не вспомнить цитату из
другого, гораздо более удачного фильма об Иване Грозном: «вот что крест
животворящий делает!».
Итого – смотреть, наверное, стоит. Лунгин
– режиссер, знающий свое дело, да и актеры хороши. Но, как минимум,
гарантирован неприятный осадок…
|