Депутаты увеличили штраф за езду без техосмотра с 200 до 800 руб., а за
езду с просроченными транзитами со 100 до 800 руб. Ужесточение
дисциплинирует водителей и пополнит казну, считают депутаты.
Правозащитники
уверены, что нововведение пополнит только карманы гаишников, а система
техосмотров и вовсе скоро будет упразднена.
Во втором чтении
Госдума поддержала поправки в статью 12.1 Кодекса об административных
правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафа за езду на
автомобиле, не прошедшем техосмотр, с 200 до 800 рублей, а за езду на
незарегистрированном в установленном порядке автомобиле со 100 до 800
рублей.
В комитете по конституционному законодательству и
государственному строительству, ответственном за законопроект, считают,
что существующие штрафы за эти нарушения в 100 и 200 рублей слабо
побуждают автовладельцев соблюдать закон.
«Если автомобиль едет,
то другие участники движения надеются, что он абсолютно исправен, –
сказал «Газете.Ru» первый заместитель председателя комитета Александр
Москалец. – Автомобили калечат и убивают десятки людей, поэтому в
транспорте должны быть исправны системы электрооборудования, тормозные
и рулевые системы и т. д.».
Между тем депутат считает, что процедуру техосмотров нужно отменить и ввести наказание за езду на неисправной машине.
«В
будущем я бы техосмотры отменил, за исключением транспортных средств,
которые производят массовые перевозки», – рассуждает господин Москалец.
Ранее упразднить техосмотр также предлагал департамент транспорта
Москвы.
В ГИБДД «Газете.Ru» заявили, что любое увеличение
штрафов носит профилактический характер, а сумму штрафа надо поднимать
в связи с подорожанием потребительской корзины и инфляцией. «Даже
судебные приставы не пытаются взыскивать 100-рублевый штраф, потому что
процесс взыскания стоит дороже, – сказал заместитель начальника
департамента обеспечения безопасности дорожного движения Владимир
Кузин. – Управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр,
создает угрозу безопасности окружающих».
Правозащитники, в свою
очередь, полагают, что наличие талона техосмотра на безопасность
дорожного движения никак не влияет. «Большинство талонов покупаются, –
сказал «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев
Виктор Травин. – Вся система техосмотров строится на взятках».
Не изменит ситуации и передача этой функции коммерческим структурам, уверен эксперт.
Штраф
– это не самое важное последствие езды без техосмотра. Поскольку езда
на таком автомобиле запрещена, гаишники вправе снять с авто нарушителя
государственные регистрационные знаки. На прохождение техосмотра
водителю отводятся одни сутки, а управление транспортным средством без
номеров после этого срока чревато штрафом в 5 тысяч рублей или лишением
прав на 1–3 месяца. Однако далеко не каждый успевает пройти все
процедуры за один день (например, если номера сняли в выходной), после
чего для доставки авто на техосмотр водитель вынужден обращаться в
службу эвакуации. «Суровость наказания должна соответствовать
общественной опасности деяния, проще техосмотр совсем отменить», –
считает Виктор Травин.
По данным МВД, в 2008 году в России было
выявлено 1,2 миллиона нарушителей, управлявших незарегистрированным в
установленном порядке автомобилем.
Это те водители, которые не
поставили на учет авто в течение 5 суток с момента приобретения или не
получили номера по истечении 20 дней после того, как был выдан
транзитный регистрационный знак. Дело в том, что транспортный налог начинает начисляться
только после официальной регистрации машины, поэтому некоторые
автовладельцы зачастую оттягивают момент регистрации, чтобы не платить
налог. «Очень много ДТП происходит с неустановленными транспортными
средствами. Вследствие того что номера нет и невозможно
идентифицировать, люди несут огромный материальный ущерб и не могут
предъявить иски, – рассказали «Газете.Ru» в ГИБДД. –
А если преступление совершено на таком авто, то нарушитель уходит от уголовной ответственности».
Эксперты
в один голос подчеркнули, что злостных нарушителей ужесточение
законодательства не остановит. «Это мертвая норма, которая ничего не
даст», – считает лидер движения «Автомобилисты России» Виктор
Похмелкин. «Страдать будут в основном законопослушные граждане», –
согласился Виктор Травин.
|