Сегодня водителей, которые зимой ставят своего четырёхколёсного друга
«на прикол» почти не осталось — все ездят каждый день и при любой
погоде. И, если летом прокатиться по сухому асфальту — одно
удовольствие, то зимой сложностей значительно прибавляется. Именно зима
требует от водителей большего внимания, мастерства и хотя бы
минимальных знаний, необходимых, для спасения своей, а часто и чужих
жизней. Зима встречает нас скользкой дорогой, сугробами, снегопадами и
туманами, и к этим трудностям следует подготовиться заранее.
Сначала
позаботьтесь об автомобиле. На это уйдёт максимум дня два. «Переобуйте»
машину в зимние покрышки. Снизьте давление в шинах. Если есть
возможность, проверьте равномерность действия тормозов. Удостоверьтесь,
соответствует ли моторное масло ожидаемым погодным условиям. Для
морозов лучше применять «синтетику», как наименее вязкую. Смените
жидкость в омывателе стекла, разведя его в нужной концентрации.
Проверьте, годен ли антифриз. Он не должен быть ни бесцветным, ни
бурого цвета, а прозрачным, ярко-голубым, ярко-розовым или
ярко-зелёным. Фары и задние фонари должны быть в идеальном состоянии.
Положите в машину резиновые коврики с бортиками — защиту от сырости и
солёного снега. Отрегулируйте подголовники сидений. Зимой машину лучше
не ставить на ручник — примёрзнет, и не мыть. Если замёрзнут замки, не
помогут никакие аэрозоли, и тогда придётся искать фен. Проверьте, на
месте ли буксировочный трос и аварийный знак.
Итак, машина в
порядке. Осталось только немного прогреть её перед поездкой, и пора
приниматься за личный настрой. По статистике, большинство аварий
происходит именно в первые дни зимы, как только выпадает снег и на
дорогах становится скользко. Настроиться на зимнее вождение означает
уяснить себе самое главное правило этого времени года: ездить зимой
нужно на 10-15 км/час медленнее, чем летом, причём все движения
водителя должны быть плавными, без рывков. Дистанция до впереди идущей
машины — в 2 раза длиннее, чем обычно.
Основные неприятности,
подстерегающие водителя зимой — занос на скользкой дороге и пробуксовка
в глубоком снегу — следует заранее предвидеть и уметь быть к ним
готовым. Это значит, глядя на дорогу, видеть опасные участки: островки
снега, перемежающиеся с асфальтом, солнечные и тенистые площадки,
колею, из которой придётся выезжать и места, по которым лучше не
ездить. Тем, кому зимой приходится целый день проводить на колёсах,
специалисты настоятельно рекомендуют пройти специальные курсы по
зимнему вождению. Как говорят сами инструктора, в процессе обучения
курсанты, преодолевая около двухсот заносов, доводят свои движения до
автоматизма, и в дальнейшем вполне уверенно чувствуют себя скользкой
дороге. Таких курсов в России сейчас предостаточно, правда, находятся
они, в основном, в крупных городах. Ну а жителям «глубинки» придётся
учиться на собственном опыте, придерживаясь некоторых теоретических
правил.
Правило выезда из глубокого снега. Самое главное — не
газовать. Быстро крутящееся колесо разогревает снег. Выезд из сугроба
осуществляйте только так называемым раскачиванием машины вперёд-назад,
плавно работая педалью газа и сцепления. Разгребите снег на пути
движения колёс и положите на эти места коврики из салона. Потом не
забудьте их забрать.
Правило выезда из колеи. Опасен сам момент
выезда, потому что он требует добавить скорости. Именно в этот момент
есть риск блокирования колёс и ухода машины в занос. Поэтому перед
самым выездом из колеи, особенно в условиях плохой видимости (снегопад,
туман), немного снизьте скорость, а при выезде из колеи будьте готовы к
действиям при заносе.
Правило спуска с горки. Зимой при спуске с
горки ни в коем случае не ездите на нейтральной скорости, «накатом».
Лучше перейдите на более низкую передачу для большего сцепления с
дорогой. Перед окончанием спуска применяйте прерывистое торможение —
частое и кратковременное нажатие на педаль тормоза.
Правило
подъёма в горку. Подъём в горку требует небольшого разгона внизу. Иначе
в определённой точке колёсам не хватит сцепления, и машина забуксует.
Если и разгон не помогает, в горку на переднеприводной машине можно
заехать задним ходом.
Правила действия при заносе. При заносе
самое главное — не делать резких движений и ни в коем случае не
тормозить. Крутите руль в сторону заноса и смотрите в то место, где
хотите оказаться в результате своих действий. Если Вы на
переднеприводной машине — дайте немного газа, если на заднеприводной — часто и
ритмично нажимайте и отпускайте педаль тормоза. Если почувствовали, что
занос уменьшился, сразу выравнивайте руль. Будьте готовы бороться до
конца: часто выезд из одного заноса сопровождается въездом в другой.
Главное — не паниковать, а хладнокровно действовать по правилам.
Правило троганья с места. На скользкой дороге трогайтесь максимально плавно и на второй передаче.
Важно
не только знать, но и уметь. Постарайтесь изучить эти правила на
практике, то есть потренироваться на безлюдной площадке или заброшенном
стадионе. Измерьте длину своего тормозного пути, чтобы в дальнейшем
правильно рассчитывать дистанцию до соседнего автомобиля или ближайшего
перекрёстка.
|