Одним из наиболее частых и, наверное, самых наболевших вопросов,
поступающих к нам в редакцию, был: За что все так ненавидят евреев?
Увы, мы не первые, кто задались этим вопросом. Вот что пишет праведник
нашего поколения раввин Ицхак Зильбер в своей замечательной книге
«Беседы о Торе»:
«Когда
задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу,
неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм – явление абсолютно
иррацианальное... Если в одних странах нас ненавидят за то, что мы
бедны и жалки, то в других – за то, что мы богачи, буржуи и
эксплуататоры. Если на одном краю земли мы вызываем ненависть своей
крепкой верой, то на другом нас считают распространителями опасного
вольнодумства...В одних местах нас ненавидят за безразличие к судьбе
страны, в которой мы живем..., в других же – там, где мы активно
участвуем в общественной жизни...- нас ненавидят именно за это. Логики
в антисемитизме искать не приходится...
Отметим любопытный факт:
чаще всего Творец наказывал нас руками тех народов, мировоззрением
которых мы увлекались...Существует разновидность насекомых (богомол),
самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Нечто подобное
происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении
оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое
жало...»
Но и рав Зильбер был не первым раввином, столкнувшимся
с проблемой антисемитизма. Однажды евреи в одном местечке обратились к
своему раввину с вопросом о причинах всеобщей ненависти к евреям.
Раввин незадумываясь ответил: «Окружающие презирают нас за то, что мы
не умеем пить водку. И настала пора положить этому конец. Пусть завтра
каждый принесет по бутылке водки, мы сольем все в общую бочку и будем
понемногу учиться пить.»
Абрам сообщил об этом известии своей
жене, и та дала ему дельный совет: «Мы не особенно богаты! Зачем же
тратить деньги на бутылку водки? Принеси бутылку чистой воды и в общем
количестве никто этого и не заметит! Ведь в нашем местечке столько
евреев!» Когда на следующее утро все пришли со своими бутылками и слили
их воедино, раввин налил каждому по целому стакану. Все попробовали, а
там – чистая вода. «Вот за это нас и не любят!» заключил мудрый раввин.
Вы
уже подумали, что подобно антисемитам мы намекаем на то,что нас не
любят за так называемые «еврейские штучки». Но на самом деле, истина
намного глубже и этот простенький анекдот может нас многому научить.
Во-первых, не забывайте, что подчас за внешне нелепой и глуповатой
логикой раввина, стоит необычайная житейская мудрость, основанная на
опыте не одного поколения. И мы не всегда и не сразу можем понять
глубинные мотивы и основания его советов и постановлений.
Но
самое главное, давайте не обманывать себя, что наше личное поведение,
отношение к еврейству с его заповедями и их исполнением не играет
никакой роли в общей судьбе еврейского народа. Мы все пьем из одного
источника, и да не будет наша «вода» разбавлять крепость «водки» (а
подчас и «марочного вина многовекой выдержки») наших собратьев!
Недельная глава «Ваикра» («Позвал»)
С
этой недели в синагогах начинают читать третью книгу Пятикнижия (Торы)
– Ваикра. В ней почти совсем отсутствует сюжетная канва. Она почти
целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, и
других аспектов святости еврейской жизни. Первая недельная глава этой
книги носит то же название – Ваикра. Она обсуждает тему различных
жертвоприношений, подробно описывая пять наиболее распространенных
видов жертв.
Итак, книга «Ваикра» знакомит нас с различными
сторонами понятия «святости». К величайшему сожалению, религиозные
ассоциации большинства русскоязычных читателей в гораздо большей
степени навеяны христианством, чем еврейским мировозрением. К примеру,
термин «святой». Наше воображение сразу рисует нам седовласого старца,
отрешенного от мира сего, какой-то далекий, недостижимый идеал. А ведь
для евреев «быть святым» не расплывчатый идеал, а реальная цель,
доступная каждому, ступившему на путь Торы. И недаром именно с книги
Ваикра, книги еврейской святости, начинается обучение Торе самых
маленьких детей – с самого начала еврей должен понимать свое призвание.
Прямым текстом призывает нас Тора «будьте святы, ибо свят Я, Всевышний,
ваш Б-г»! Но что же такое «святость по-еврейски»?
Буквально – «обособление». Не полное отрешение «от бренных мирских утех» в духе христианства (аскетизм и наложение на себя дополнительных обетов не только не
приветствуется, но и порицается Торой), а только «обособление»,
получение всевозможных наслаждений и радостей жизни, но в рамках
Б-жественных законов.
Таким образом, для того чтобы быть святым,
не обязательно проводить всю свою жизнь в постах, перебиваясь с хлеба
на воду. Достаточно, несмотря на свои гастрономические склонности,
придерживаться элементарных правил кашрута. Не обязательно и совсем не
желательно подставлять ударившему тебя обидчику «вторую щеку» -
достаточно не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, несмотря на
всю скопившуюся на сердце боль. И, вообще, для того чтобы быть святым в
еврейском понимании не нужно скрываться за семью замками
в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его
конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия,
соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды
окружающих…
|