Иногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. У меня так
бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помятых личностей,
выпрашивающих на подходах к храму денежку «во славу Божию». Или когда в
метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: «Помогите
Христа ради! Умирает сын-дочь-внук-муж». Или когда поддатый инвалид в
армейской форме пристает к водителям, пока машины стоят в пробке у
железнодорожного переезда....
Ведь
сто раз уже, наверное, видел по телевизору репортажи о подобных
способах «разводки на жалость». И в глубине души склонен считать, что
так оно все и есть: денежку, полученную возле храма «во славу Божию»,
помятые личности тут же потратят на горячительные напитки, у женщины из
метро никто не умирает, а пьяный инвалид — наемник мафии. Все так.
Только вот душа… Как-то она все же беспокоится, если прохожу мимо таких
«неправильных» нищих, ничего не подав. Неуютно ей тогда бывает, душе.
Мается она потом. Будто спрашивает, мол, что ж ты, христианин? Тебе
ведь ясно заповедано: просящему — дай. А ты чего?
А я ей тут же
в ответ слова Василия Великого: …нужна опытность, чтобы различить
истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает
угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а
кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает
своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою. Вот так.
Поспорь, душа, со святителем! А если мало этих слов — добавлю еще и из
Дидахе: …пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты
узнаешь, кому даешь. И в придачу укажу еще на Иоанна Кронштадтского,
который очень любил эту цитату и часто упоминал ее. Короче, неоспоримо
и авторитетно докажу своей душе, что подавать милостыню невесть кому —
дело душевредное и богопротивное. Вроде бы и докажу, и объясню, и на
Отцов сошлюсь… а только мимо все. Она, глупая, все равно чего-то болит,
тревожится. И никакие авторитеты ей тут не указ...
Мое отношение
к нищим формировалось достаточно долго, под впечатлением ряда
наблюдений, встреч и знакомств с людьми этого круга. О некоторых из них
я хотел бы вкратце рассказать.
После пожара
Смотреть на
это было страшно. По грязноватому весеннему снегу разметались цветастым
пунктиром одежки моих детей. Я шел вдоль обочины и почти машинально
подбирал желтую Антошкину курточку, синие штанишки Никиты, свитер,
связанный для Глеба бабушкой Олей… А потом растерянно стоял на дороге с
охапкой мокрой испачканной детской одежды. И не понимал, что нужно
делать дальше...
За пару дней до этого к нам постучалась женщина
с печальными глазами. Горьким был ее рассказ. Сгорел в деревне дом. С
двумя маленькими детьми она осталась в одночасье без крыши над головой,
без вещей, без денег. На первое время их приютили соседи. Мужа нет,
родственников тоже. Как жить дальше, не знает. А пока — ходит вот,
побирается Христа ради.
На дворе стоял девяносто восьмой год. В
каком-то смысле мы тоже были тогда бездомными – с тремя детьми ютились
в очередном съемном жилье без удобств. Как тут не помочь чужой беде?
Только вот помогать-то особо было нечем. Сами едва сводили концы с
концами. Ну, что делать: собрала жена немножко продуктов, дала немножко
денег, извинилась, что больше нечем поделиться. Женщина поблагодарила.
А потом спросила, нет ли у нас какой-нибудь одежды для ее детей. Эх,
как же мы обрадовались, что хотя бы здесь можем помочь! Уж чего-чего, а
этого добра у нас было в достатке. Долго выбирали все самое подходящее,
чтоб по сезону, по размерам. Набрали два здоровенных пакета. Женщина
была очень довольна, на прощанье желала нам здоровья и всех благ.
...А
теперь я стоял на грязном проселке, держал в руках эти вещички и не
знал, как с ними поступить. На душе было тягостно, словно бы теперь уже
мой дом сгорел, а курточки, штанишки и кофты — это все, что уцелело на
пожаре. Глупо, конечно... Однако бросить на дороге я их так и не смог.
Притащил домой. И тайком, чтобы не огорчать жену, спрятал в сарае.
Прошло
три месяца. Однажды захожу во двор и вижу: жена отстирывает в корыте
эти самые дареные погорельцам детские вещи.
— Что, — говорю, — нашла «заначку»?
— Ага, — жена шмыгнула носом. — Я их еще тогда, на дороге видела.
Только не стала тебе говорить, чтобы не расстраивать. А подобрать не
догадалась.
Помолчала и добавила тихо:
— Там еще и продукты были раскиданы…
Думали мы, думали, что же это с нами приключилось, но так и не пришли
ни к чему в своих думках. Просто перестирали все, да и отдали
мальчишкам дальше донашивать.
Двое в поезде
В
моей жизни был случай, когда я не подал нищим ничего. Вернее, бывало-то
их гораздо больше. Но именно этот врезался в память по-особенному.
Рассуждая
о нищих, мы обычно подразумеваем под этим словом некий обобщенный типаж
человека, который пусть и по-своему, но как-то все же устроился в
жизни. На ум сразу приходят члены полукриминальных сообществ,
талантливые симулянты-одиночки или обычные тунеядцы, принципиально не
желающие добывать хлеб насущный честным трудом. Однако за этими, самыми
броскими и распространенными вариантами нищенства существует еще один
его пласт. Мы крайне мало знаем о нем, потому что в своей обыденной
жизни практически не пересекаемся с его представителями. Но если это
все же происходит, такие встречи запоминаются на всю жизнь.
В
тот день я ехал на пригородной электричке домой. Пригревало апрельское
солнце. Молодой зеленью светились за окном деревья. На душе было
хорошо, как это бывает лишь весной в такие вот погожие деньки. И тут в
вагон вошли двое. Назвать их мужчиной и женщиной можно было лишь
потому, что так уж принято называть разнополых особей людского рода.
Человеческий облик едва угадывался в них за какой-то совершенно
невероятной ветошью, составлявшей их одежду. Ничего подобного я не
видал на живых людях ни до, ни после. Засаленные, полуистлевшие,
грязные до полной потери цвета мерзкие тряпки, когда-то бывшие кофтой,
брюками, пиджаком…
И лица у них были под стать одеянию:
одутловатые, заплывшие, не красные даже, а какие-то бурые. Мужчина был
безглазым. Веки над пустыми глазницами свисали у него до середины щек,
как у гоголевского Вия. По черному от грязи воротнику бродили крупные
вши. Женщина-поводырь шла впереди него по вагону с помятой консервной
банкой в руке. Слепой держался сзади за резинку ее рейтуз. Но
окончательно вогнал меня в ступор даже не вид их, а запах. Вернее —
чудовищная, непередаваемая словами вонь. Чем от них несло — аммиаком,
гнилью, прелью, разлагающимся человеческим телом — Бог весть как это
все еще можно назвать. Они медленно шли мимо меня, не произнося ни
слова. А я смотрел и смотрел на них, цепенея от увиденного. Даже в
голову мне раньше не приходило, что люди могут дойти до такого края.
Наивно думалось, что у нищеты бывают какие-то пределы…
Нищие
вышли в тамбур и направились в следующий вагон. Оторопевшие пассажиры
пришли в себя и дружно бросились открывать окна. Зазвучали со всех
сторон возмущенные вариации на тему: «Как можно позволять вонючим
бомжам заходить в электрички!»
А я думал о том, что перед такой
огромной чужой бедой человек попросту бессилен. Да, тогда я растерялся.
И не бросил в их жалкую баночку ни копейки. Но даже если бы я отдал
все, что у меня было с собой — деньги, одежду, сумку с книгами, — все
равно это ничего не изменило бы в их страшной жизни. Это и жизнью-то
назвать язык не поворачивается.
Наташа
Впервые она
появилась у нас в доме с огромным животом и маленьким хмурым мальчиком,
вцепившимся в ее подол. Молодая изможденная женщина на последних сроках
беременности просила подаяния. Рассказала свою нехитрую историю:
детдомовка, вышла замуж, жили в Грозном. Началась война, муж погиб. Его
родственники от нее отказались. Осталась одна с ребенком, да еще и
беременная. Дело происходило в самый разгар первой чеченской кампании.
Я лично знал в нашем краю пару-тройку людей с подобными судьбами.
Сорванные войной с родных мест, без жилья, без средств к существованию,
они находили себе приют в российской глубинке — благо, брошенных домов
в пустеющих деревнях хватало на всех…
Наташу поселили в
недостроенном общежитии местного ПТУ, в комнате без отопления. Для
летнего сезона жилище вполне подходящее. О том же, что будет зимой, она
старалась не думать. Мы помогали ей, чем могли, — деньгами, едой,
вещами. Через несколько недель Наташа родила еще одного мальчика и
перебралась в соседний райцентр, где власти нашли ей более подходящее
жилье. Но нас она время от времени навещала, поскольку кормилась, как и
прежде, нищенством. Детские пособия были тогда совсем мизерными, а
получить работу в ее положении было практически нереально. Правда,
позже она дважды пыталась устроиться уборщицей — сначала в школе,
потом в Доме культуры. Но дети постоянно хворали, приходилось
отпрашиваться, брать больничные… А тут, в придачу ко всем бедам, у нее
самой открылась язвенная болезнь. Ну кому нужна такая уборщица? Короче,
работать не получилось. Теперь, уже с двумя детьми в вечно ломающейся
коляске, она ходила от дома к дому, надеясь лишь на людское милосердие.
У нас она иногда останавливалась отдохнуть часок-другой. Ела очень мало.
Худая, с черными полукружьями под глазами, вечно уставшая до полусмерти. К нам в Жиздру она приезжала побираться не от хорошей жизни — в соседнем райцентре народ был куда жестче. Случалось, в подъездах тамошних «хрущевок» ее избивали и даже спускали с лестницы. Местная шпана несколько раз отбирала у нее собранные с таким риском крохи. У нас же она в каждый приезд обходила несколько домов, где ее давно знали. Появлялась нечасто — раз в две-три недели. Если Наташи долго не было, мы с женой начинали волноваться: уж не случилось ли чего? Знакомство наше продолжалось несколько лет.
Однажды я разговорился с женой нашего священника, которая тоже все это время помогала Наташе. И не сразу смог осмыслить услышанное. Дело в том, что матушке она рассказывала о себе совсем другую историю. Не помню всех подробностей, но в этом варианте Наташиных злоключений никакой Чечни не было и в помине. Зато детей у нее оказалось уже не двое, а… пятеро! И прописана она была в Овсороке — деревне, где еще с послевоенных времен обосновался цыганский табор. Все это матушка своими глазами прочла в ее паспорте, который Наташа сама показывала. А приходские всезнающие бабульки говорили еще более интересные вещи: будто живет она там преспокойно с мужем-цыганом. А к нам ездит, потому что таков национальный обычай — цыганская жена должна промышлять либо гаданием, либо попрошайничеством. Вот ведь какая версия: хочешь — верь, хочешь — нет… Я — не хотел. Потому что лично знал Наташу не один год и верил своим глазам больше, чем досужим россказням. Ну не укладывалось у меня такое в голове, и все тут!
А закончилась эта история следующим образом. Однажды поехали мы с женой за какой-то надобностью в тот самый соседний райцентр. Влезли в битком набитый автобус. К середине пути в салоне стало попросторней. Мы перебрались на заднюю площадку, где освободились места. И увидели прямо перед собой… Наташу. С пятью детьми. И с коренастым цыганом в обнимку. Она сразу же сделала вид, будто не замечает нас. Мы тоже старались не смотреть в ее сторону. Это стоило нам всем значительных усилий, поскольку сидели мы в двух шагах напротив друг друга. Вскоре они сошли у какой-то придорожной деревушки. С тех пор Наташу я больше не встречал.
Два смысла милостыни
Ни в коем случае не оспаривая чьей-либо точки зрения, сразу хочу сказать: я стараюсь по мере сил подавать каждому, кто ко мне обращается (за исключением, разве что, откровенно пьяных). Мне кажется, что за всеми этими спорами и обсуждениями на тему «кому дать, кому не дать» мы незаметно ушли в сторону от христианского понимания милостыни и теперь рассматриваем ее лишь как социальное понятие. А ведь это далеко не одно и то же.
В христианстве мы призваны делами милосердия исправлять самих себя; учиться любить ближнего не на словах, а на деле; милостыней лечить свою душу. Казалось бы, очевидная мысль. Но сегодня мы почему-то куда более озабочены совсем другими проблемами: как потратит нищий полученные от нас деньги? Не напьется ли на них? Не согрешит ли с их помощью? А может быть, он и вовсе подпольный миллионер и аферист?
И здесь нам неизбежно приходится делать вывод: подавляющее большинство сегодняшних нищих — «неправильные». То есть — не соответствующие нашим высоким требованиям к настоящему, добросовестному нищему, которому мы могли бы вручить милостыню с твердой уверенностью в том, что он потратит ее исключительно на благое дело. Пытаясь угадать, как просящий распорядится полученными деньгами, мы, по сути, выносим ему приговор. То есть уже загодя считаем его мошенником, пьяницей, тунеядцем и т. д. И самое главное — понимаем вдруг, что не любим этого человека. А значит, денег ему не дадим.
Вот это я и называю социальным подходом, когда «хорошим» нищим мы даем милостыню, «плохим» — нет. А ведь и в евангельские времена нищие едва ли были более нравственным народом, чем теперь. Однако Христос ясно и недвусмысленно сказал: просящему — дай. Любому. Каждому, кто к тебе обратится. И вовсе не потому, что он достоин подаяния, а совсем по другой причине: каким бы он ни был плохим и нечестным, мы все равно призваны отнестись к нему с любовью. Иначе и сами отпадем от Любви Божьей. Вот чего нужно действительно бояться, а не гадать — жулик этот несчастный или нет.
Однажды я столкнулся в магазине с нищенкой, покупавшей пиво на только что выпрошенные у меня деньги. Сперва, конечно, возмутился. А потом подумал: ну а что, разве я сам никогда не покупал себе пивка в охотку? Какая разница-то? Вот, Господь посылает мне деньги, и я трачу их по своему усмотрению. В том числе и на пиво. И нищенке Господь тоже послал деньги, на этот раз — через меня. И она точно так же свободна распоряжаться ими. Так что же тогда меня возмущает в ее выборе, за который я себя, кстати, никогда не осуждал?
А возмущает меня следующее: когда я понимаю, что побирушка может за день насобирать в большом городе денег больше, чем я сам за этот же день зарабатываю, то подавать милостыню как-то уже и не хочется. Ну не хочется мне, чтобы тот, кому я помогаю, жил лучше, чем я! Вот если гарантировано, что его условия жизни хуже моих, тогда подам без проблем. Только где ж ее взять, такую гарантию? Справку о доходах у нищих спрашивать? Или частного детектива нанимать, чтоб проследил, как они расходуют полученные от меня средства?
Такие вот мысли... Горькие и гадкие, если честно.
Запотевшая денежка
Есть такой святой — Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский. Однажды его слуги заметили в толпе нищих несколько хорошо одетых девиц, также просивших подаяния. На вопрос слуг, подавать ли милостыню и им тоже, он ответил: «Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете». И ведь это сказал не кто-то, а святой, вошедший в историю Церкви под именем Милостивого. То есть — осуществившего добродетель милостыни так, как она должна быть осуществлена и всеми нами. Ну как же мне с ним спорить? И на каком основании?
Я стараюсь каждому обратившемуся дать хотя бы что-нибудь. Не надеясь особо изменить его жизнь к лучшему — ну что там изменит моя десятка? — а просто для того, чтобы самому остаться человеком и не смотреть на несчастного опустившегося бродягу как на никчемный отброс. В дневниках Тараса Шевченко есть страшная запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут... С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости...»
Я не знаю, почему обратившийся ко мне с просьбой человек оказался в бедственном положении. Не знаю, что им движет. Ничего о нем не знаю, кроме того, что сам он о себе рассказал. И не дай мне Бог в таких случаях принять настоящую людскую беду за ловкое мошенничество. Уж лучше я еще сто раз ошибусь в другую сторону, чем хотя бы однажды окажусь мерилом жестокости для подлинно бедствующего.
Никакие святоотеческие цитаты не смогут меня в этом разубедить. Конечно, фраза из Дидахе о запотевшей в руке милостыне — очень сильный аргумент. Но только в том случае, если она цитируется вне контекста. Потому что строкой выше там же, в первой главе Дидахе, написано: Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял…
И цитата из Василия Великого, несмотря на всю свою убедительность, в данном случае не работает, поскольку речь в ней идет о совершенно иной ситуации. Приведенные мною в начале статьи слова святителя взяты из наставления человеку, который решил раздать все свое имущество без остатка. К нему-то обращаясь, и пишет Василий Великий: …не на себя должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено распоряжаться делами бедных. …Ибо нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. Остается лишь удивляться, с какой легкостью и постоянством искажается смысл этих слов в многочисленных публикациях, где они приводятся в качестве доказательства прямо противоположной мысли. Василий Великий призывает собеседника не заниматься благотворительностью лично, по причине отсутствия опыта. У нас же сегодня эта фраза часто воспринимается едва ли не как требование ко всем и каждому руководствоваться такой опытностью. Но ведь нет ее почти ни у кого, за редчайшим исключением. И у меня тоже нет.
А вот нищие вокруг — есть. И время от времени обращаются ко мне с просьбой о милостыне. Плохие, обманщики, воры, пьяницы — Бог весть, кто они там такие. И что мне с ними делать? Да, Иоанн Кронштадтский любил повторять слова о запотевшей в руке милостыне. Но ведь как же он и благотворил при этом! Сколько раз жена корила кронштадтского пастыря за то, что он возвращался вечером домой без сапог, подарив их на улице очередному босяку! Вот бы в чем равняться на Праведника. Иначе получается, что милостыня у меня в руке потеет, а сапоги-то на месте…
Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни проживем — в нищете ли, в богатстве — все равно через какое-то время она закончится. И единственный ее результат для всех будет лишь в одном: научились ли мы любить другого человека? Научились ли видеть сквозь все его недостатки образ Божий?
Да, мне трудно с любовью отнестись к нищему. А ему трудно с любовью отнестись ко мне. И купюра в кружку не изменит чужой жизни. Но с моей стороны она может стать делом любви, а нищему поможет смотреть на меня хотя бы без неприязни.
Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем узнаешь, кому даешь. Хорошие и правильные слова. Вот только к себе я их примерить никак не могу. Потому что боюсь так и остаться с сопревшей в кулаке денежкой, для которой не нашлось «достойного» нищего.
Автор: ТКАЧЕНКО Александр
Фото Ксении Наумовой