Каждый из нас еще в раннем детстве намечает для себя сценарий,
своеобразный план, который потом настойчиво претворяет в жизнь. Мы и
сами уже иногда не помним, как сочиняли эту свою историю, но она
продолжает жить в нашем бессознательном и управлять оттуда нашими
поступками и судьбой… Так считал Эрик Берн - американский
психотерапевт, основоположник теории сценариев.
Женские сказки
«Вначале
невозможно поверить, что вся судьба, все ее взлеты и падения наперед
расписаны ребенком не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста. Но
именно это утверждает теория сценариев»
Эрик Берн
Посеешь сказку - пожнешь судьбу
Сценарий этот
формируют родители, наследственность, обстоятельства нашей жизни и
многое другое. И далеко не последнюю роль в нем играют СКАЗКИ, которые
нам читали в детстве. Из сказок мы получаем свои первые знания о мире и
его устройстве, о жизни людей, о добре, зле, справедливости, зависти и
любви.
Сказка - это возможность уйти от действительности,
пофантазировать, ощутить себя всемогущим, на время оказавшись на месте
любимого героя или героини. И конечно, сказки дают надежду на то, что
все будет хорошо, и все проблемы рано или поздно чудесным образом
разрешатся и справедливость восторжествует. И вот детство давно позади,
а мы до сих пор иногда продолжаем верить в сказочную магию. В то, что,
вдруг, ОДНАЖДЫ…
У каждой из нас была СВОЯ сказка, СВОЯ героиня, которой мы восхищались и на которую хотели походить.
Кто
из них был ближе - Золушка, Василиса Премудрая или Царевна-лягушка -
сейчас уже и не вспомнишь, столько лет прошло. Но все это совершенно не
мешает этой самой Царевне-лягушке, Василисе Премудрой, Золушке,
Русалочке или Красной шапочке жить в нашем подсознании и незаметно
оттуда нами управлять.
Иногда мы, сами того не замечая, в
точности копируем жизненную стратегию героини нашей любимой сказки. И
если внимательно посмотреть, то можно невооруженным глазом разглядеть
явные ПАРАЛЛЕЛИ, между СКАЗКОЙ и СУДЬБОЙ.
Золушка
Милая,
добрая, трудолюбивая, скромная Золушка. Девушка с «маленькой ножкой,
большой душой и справедливым сердцем». Она очень много работает, терпит
попреки и унижения в собственном доме, но не предпринимает никаких
шагов, чтобы что-то изменить, не спорит с судьбой. Иногда, правда,
оставшись наедине с собой, она спрашивает себя: «Ну, неужто никогда не
уйти мне никуда от золы и сажи?» А может, она недостаточно страдала, и
надо пострадать еще, чтобы уж наверняка заслужить счастье? Так или
иначе, этим вопросом Золушка и ограничивается, продолжая ждать, что
кто-то придет и вызволит ее. Робость и неуверенность вполне объяснимы,
ведь с детства Золушкину самооценку страшно занижали мачеха и сестры. И
даже родной отец — человек неплохой, но безвольный и слабый, никогда не
был для нее поддержкой.
Так как на свои силы она особенно не
рассчитывает, Золушке только и остается, что возлагать надежды на
Принца. И на ЧУДО, которое его к ней приведет: «Я буду хорошей
девочкой, и тогда у меня все будет хорошо!» - решает она, и с удвоенной
силой принимается за работу.
Золушке повезло, ее крестная - фея.
Если бы не она, то никто бы так и не оценил те замечательные душевные
качества, которыми сполна наделена наша героиня. А у вас есть
родственники в сфере волшебных услуг?
Кроме того, эта волшебная
сказка, как и все другие, заканчивается свадьбой главных героев, и мы
можем только предполагать, какова будет их дальнейшая семейная ЖИЗНЬ.
Полностью вверив себя Принцу, и переложив на него раз и навсегда
ответственность за свою судьбу, Золушка, скорее всего, станет
домохозяйкой. Привыкшая с детства только ОТДАВАТЬ, она, вероятно,
посвятит себя семье — мужу и детям, и наверняка будет забывать о себе,
своих интересах и внешности. И конечно, недоумению ее не будет предела,
если ее муж-Принц - тот самый, которому она ПОСВЯТИЛА ВСЮ СЕБЯ -
подыщет со временем себе кого-нибудь поярче и поинтереснее.
Но
это все только в том случае, если она ЕГО все-таки встретит. Принимая
во внимание Золушкину низкую самооценку и неуверенность в себе, можно
предположить, что у девушки с маленькой ножкой есть большие шансы
остаться в одиночестве.
Спящая красавица
Она просто спит.
И вместе с ней спит ее женская природа и сексуальность. ЕГО образ тоже
приходит к ней во сне. Он - это тот, кто «призван» разбудить в ней
Женщину и сочтет за счастье пройти ради такого дела через заколдованный
лес.
«Любовь тебя везде найдет» - усвоила она народную мудрость.
Поэтому наша Красавица не спешит помогать своему Принцу в поисках -
пусть сам все делает. Пускай он сначала походит-побродит по дремучему
лесу, потом бесстрашно проникнет в заколдованный замок, потом принцессу
поцелует, а потом она ему скажет: - Ах, это вы, принц. Наконец-то.
Долго же вы заставляете себя ждать.
Только вот если ни одного
такого любителя целоваться с полуживыми женщинами так и не найдется -
можно проспать всю жизнь. Превращение из юной Красавицы в Спящую
старуху тоже произойдет во сне.
Царевна Несравненная Красота
Еще
сильнее осложнила жизнь своему суженому-ряженому Царевна Несравненная
Красота из сказки «Сивка-Бурка» — тот должен был непременно допрыгнуть
до ее окошка. Окошко то в светлице, светлица в высоком тереме. Ивану, с
помощью верного Сивки, это, в конце концов, удалось. После чего ему
были предложены новые испытания, которые он тоже с честью преодолел.
Ивану это положено по статусу — все время преодолевать препятствия — он
же сказочный герой, а вот обычному мужчине все это может со временем
надоесть.
Русалочка
История о неразделенной любви.
Сказка, которая напоминает - любовь часто заканчивается неудачей.
Русалочка все время жертвует собой ради Принца и совершает ради него
подвиги, пытаясь «прыгнуть выше головы». Вначале она спасает ему жизнь.
Затем лишается языка - теперь она даже не сможет рассказать ему о своих
чувствах. Она обретает ноги взамен рыбьего хвоста, но каждый шаг дается
ей с огромным трудом - она, как будто ступает по острым ножам.
Но все эти подвиги самоотверженности не приводят героиню к семейному
счастью - Принц относится к ней, как к сестре. В конце концов, он
женится на другой, а Русалочка погибает.
Прежде
чем стать любимой - нужно пойти на серьезные жертвы! - такое послание
содержит эта грустная сказка. Но принесение себя в жертву вовсе не дает
нам гарантии вечной любви и счастья.
Красная Шапочка
Она
разгуливает в одиночестве по лесной чаще, провоцируя голодных волков.
На ней - яркая шапка, что так и влечет к девочке серых и зубастых
лесных жителей. В конце концов, она даже оказывается в постели с одним
из них, принимая его по наивности за милую и добрую родную бабушку. В
результате - во всем виноват ТОЛЬКО волк! Знакомая ситуация, не правда
ли?
А иногда мы, подобно купеческой дочери из сказки «Аленький
цветочек», которая полюбила Чудище, впоследствии оказавшееся принцем, -
пытаемся разглядеть своего принца в каждом «Чуде лесном» и «Звере
морском». Но его там почему-то, как правило, не оказывается.
Вот
и героине сказки «Синяя Борода» интуиция не зря подсказывала, что с
графом «что-то не так», но потом, поддавшись на его уговоры, она сама
себя убеждает, что борода «не такая уж и синяя», и все-таки выходит за
него замуж. В результате - девушка едва успевает унести ноги из
графского замка и чудом остается в живых. Так же иногдапоступаем и мы, когда, не прислушиваясь к своему внутреннему голосу, выбираем совершенно не подходящих нам мужчин.
И
все-таки без сказок наша жизнь была бы немыслима. Иногда именно вера в
счастливый сказочный финал позволяет человеку выстоять в самых трудных
жизненный обстоятельствах. Нет хороших и плохих, вредных и полезных
сказок - есть только наше личное, субъективное детское их восприятие. И
иногда очень важно осознать, из какой сказочной истории «растут ноги»
наших вполне реальных, взрослых проблем. А еще можно попробовать
написать новый сценарий, новую сказку, своеобразный план.
Но
прежде, чем начать это делать, имеет смысл задать себе два вопроса:
«Чего я ХОЧУ?» и «Как я СМОГУ этого достичь?». А потом - действовать. И
тогда чудеса не заставят себя ждать, ведь мы сами можем их творить…
|