Гастрольный бизнес в России, судя по сбывшимся и намеченным концертам
иностранных артистов, чувствует себя очень неплохо. И цены на нефть
совершенно ни при чем, дело скорее в том, что отечественным промоутерам
сегодня удается использовать себе во благо сложные обстоятельства, в
которых находятся многие зарубежные звезды.
Знатная поляна
За
прошедшие 2000-е российские, в особенности московские, площадки сильно
прибавили в привлекательности для зарубежных гастролеров. Пик
десятилетия был достигнут к середине 2008 года, перед самым
наступлением мирового финансового кризиса, и его олицетворением стали
два московских концерта Джорджа Майкла. Артист получил несколько
миллионов долларов гонорара, истеблишмент, пришедшие на его выступление
зрители — супер-VIP-партер с билетами по 50 тыс. руб. за место и
остальные — увидели, вероятно, лучший концерт поп-звезды в
"Олимпийском" с невероятно качественным звуком и сценическим
оформлением.
Затем пришел кризис, который отменил множество
концертов конца 2008 — начала 2009 года. Часть промоутеров даже
высказывали в прессе опасения, что Россию может ждать пара лет,
совершенно пустых в смысле артистов из-за границы, как звездных, так и
не очень. Тем не менее их поток в 2009-м не особо оскудел, стоит
вспомнить хотя бы гастроли Massive Attack и Franz Ferdinand, а также
ноябрьский визит Бейонсе, главной сегодня американской певицы, судя по
количеству полученных ею по итогам года премий Grammy. Гастрольные
планы на 2010-й и вовсе заставили предполагать, что отечественные
промоутеры как-то умудрились нейтрализовать воздействие глобальных
экономических проблем. Только до конца весны к нам вознамерились
приехать Depeche Mode, Rammstein и Metallica плюс изрядное число
интересных клубных артистов.
Правда, реализация этих планов
показала, что в некоторых случаях принимающая сторона все же
подверглась влиянию кризисных явлений. В марте произошел крупный
скандал с участием подростковых любимцев — немецкой группы Tokio Hotel,
с одной стороны, и компании TOPconcert, которую возглавляет известная в
промоутерских кругах Татьяна Дальская,— с другой. Заявленные концерты
Tokio Hotel в Петербурге и Москве не состоялись, причем об их отмене
зрителям сообщили в первом случае вообще после выступления
разогревающей команды: якобы по причине болезни одного из участников
группы, а во втором — за три часа до начала шоу без каких-то
объяснений. Музыканты поспешили обвинить в этой нелицеприятной истории
промоутеров, которые, как было сообщено, "не выполнили ни одного пункта
из достигнутых соглашений". Им вторил их звукозаписывающий лейбл
Universal, который утверждал, что в отмене концертов вины артистов нет.
В ответ TOPconcert распространил официальное заявление, где говорилось,
что организаторы выполнили "все условия, необходимые для проведения
концертов, включая финансовые обязательства в отношении артиста и
подрядных организаций", а отмена выступлений, по версии промоутеров,
произошла по инициативе менеджмента Tokio Hotel. Печальная истина
выявила приведшие к скандалу старания обеих сторон. Промоутер в связи с
кризисом не мог рассчитывать на прежний уровень заработка, поэтому
принялся экономить и сэкономил на промо-кампании, надеясь, что
подростки забьют зал до отказа без всякой рекламы, а пришла треть зала.
Музыканты, два года назад бывшие, вероятно, самой популярной
тинейджерской группой в большинстве стран мира, понадеялись на свое
громкое имя и новый альбом, а выяснилось, что ни то ни другое не влечет
зрителей с прежней силой: Tokio Hotel отменили не один концерт из турне
этого года.
К счастью, с большинством других выступлений проблем
не возникло. В том числе и потому, что главным трендом в среде
промоутеров стала ставка на артистов, чьи громкая популярность и острая
актуальность остались в прошлом: они обходились не так уж дорого, но их
можно было неплохо продать ностальгирующей публике.
Надо ехать
То,
что российская публика падка на музыку, под которую отжигала 20-25 лет
назад, устроители концертов поняли еще в начале прошлого десятилетия, и
бренд "Дискотека 80-х" в течение нескольких лет был беспроигрышным
вариантом как для промоутеров, так и для приглашаемых музыкантов. Те в
массе своей были уверены, что никому больше не придет в голову призвать
их для выступления на сцене за деньги, а тут полновесные гастроли в
столице и по крупным городам, орды радостных поклонников, словом,
возвращение молодости.
К концу нулевых волшебный эффект от
названий типа Ottawan, Baccara и C. C. Catch резко снизился: публике
хотелось видеть более звездных исполнителей, а они, как назло, все не
включали Россию в маршрут своих турне, а то и вовсе никуда не ездили,
проживая заработанные денежки. Ситуацию раскачал все тот же кризис:
если уж богатые и знаменитые бросились избавляться от лишней
недвижимости и снижать издержки, то можно себе представить, какого
страха нагнала рецессия на менее востребованных в текущий момент
исполнителей. К этому следует добавить неуклонное падение дохода от
продажи музыки. Никакого другого выбора, кроме как отправляться в тур,
желательно со старым, проверенным временем материалом, не осталось.
Надо ли говорить, как обрадовались этому обстоятельству российские
промоутеры.
Одним из артистов, практически в точности
отработавшим описанную схему, оказался Билли Айдол. В середине 1980-х
этот музыкант получал Grammy и занимал первые строчки хит-парадов, в
1990-х довольно удачно снимался в кино. В 2000-х Билли пробавлялся
переизданием старых хитов, выпустил один никчемный альбом, который
позволил откатать в 2005-м тур по Европе и Америке, и занимался не
очень напряженным изготовлением различного контента для своих не
особенно многочисленных, но преданных фанатов. В 2010-м Айдол
решительно отправился в долгое мировое турне, рекрутировав гитариста
Стива Стивенса, игравшего вместе с ним с 1981 по 1986 год. На этот раз
от предложения сыграть в Москве он не отказался. Концерт в
"Олимпийском" посетило около 5 тыс. человек, зал был загружен примерно
на 20%, однако количество проданных билетов вполне оправдало приезд
одного из главных героев 1980-х. А что он пел мимо нот и подглядывал в
тексты практически всех песен, разложенные на пюпитре, это пусть
останется на его совести.
Еще одним персонажем, кто задержался с
приездом примерно на 20 лет, но все же добрался до московских
подмостков, оказался Эксл Роуз и его Guns nRoses. Роуз оказался
человеком принципиальным: для того чтобы оправдать концерты в разных
частях света, он в конце 2008-го выпустил альбом Chinese Democracy,
который впервые анонсировал еще в 1999-м. Диск не дотягивал до главных
работ команды, тем не менее за полтора года разошелся по миру в
количестве 5 млн экземпляров. Для группы, достигшей пика славы в 1991
году, весьма неплохой результат. Так что на всех последовавших
выступлениях Guns nRoses вместе с беспроигрышным старым материалом
исполняли новые песни. То же самое произошло на питерском и московском
концертах. Поклонники, пришедшие ради "November Rain" и "Dont Cry",
которых ждали, можно сказать, полжизни, такому повороту не слишком
обрадовались, но деньги обратно не просили. Кстати, на московском
концерте Роуз провернул одну из своих излюбленных проказ: начал
выступление на три часа позже. Возмущенные зрители винили организаторов
— SAV Entertainment, однако совершенно напрасно. Роуз неоднократно
отмечался подобными опозданиями, за что в Южной Америке в него даже
швыряли пивные бутылки.
Отказать нельзя приехать
Среди
всех музыкантов и коллективов, оказавшихся благодаря кризису впервые
этим летом в России или собирающихся сюда, лишь одна группа не утратила
актуальности и может рассчитывать на действительно серьезный ажиотаж.
Речь о легендарной группе U2 — команде, которую также ждали не меньше
двух десятков лет, но до последнего времени эти ожидания были напрасны.
Вокалист U2 Боно долго отказывался ехать в Россию по политическим
соображениям. В качестве причин, препятствующих выступлению группы,
назывались то война в Чечне, то мафиози во властных структурах, то
разгул медиапиратства. С такой позицией большинство поклонников U2 в
России даже смирилось. Те, кто пообеспеченней и попредприимчивей,
ездили за рубеж и лицезрели любимцев на площадках благонадежных, с
точки зрения Боно, государств, остальные утешали себя тем, что не
только ирландский рок-квартет отказывается ехать к нам, есть еще как
минимум Radiohead и Том Уэйтс, которых тоже ждут, а они никак не едут.
Однако
в сентябре 2009 года официальные представители U2 заявили, что в
наступающем году группа впервые посетит Турцию и Россию. Если с Турцией
у западных поклонников команды вопросов в общем-то не возникло, то
объявление даты московского концерта породило протест. На тематических
форумах появились треды, озаглавленные "Концерт U2 в России — это
неправильно!". Возмущенные фанаты напоминали Боно о его собственных
словах пяти-семилетней давности, складывали ссылки на негативные
публикации о России в западной прессе и выражали свое несогласие с его
решением. Возражавшие им резонно замечали, что, когда дело касается
серьезного бизнеса, политические доводы идут лесом, а
бизнес-составляющая грядущего визита группы, говоря интернет-языком,
внушает: генеральный спонсор российской части тура Альфа-банк выразил
готовность потратить на его организацию $10 млн, то есть фактически
поставить местный рекорд по инвестициям в гастрольное событие. Многие
сходятся во мнении, что даже U2 с их репутацией второго по значимости
концертного коллектива планеты (сразу вслед за The Rolling Stones) в
нынешних условиях не могли пройти мимо предложения Альфа-банка.
К
середине мая на концерт, назначенный на 25 августа, было продано более
40 тыс. билетов стоимостью от 2 тыс. до 50 тыс. руб. Продажи несколько
замедлились, когда стало известно о том, что Боно повредил спину и даже
был вынужден прибегнуть к хирургической операции. Группе пришлось
отменить ряд европейских выступлений, в том числе на британском
фестивале в Гластонбери. Однако московский концерт остался в ее
расписании, о чем и поспешили сообщить как российские организаторы, так
и официальные представители U2. Несмотря на то что до концерта осталось
больше двух месяцев, билетов в свободной продаже осталось совсем
немного, и, как считает большинство заинтересованных лиц, к июлю они
могут вообще закончиться.
Понятно, что после концерта U2
гастрольная жизнь в Москве отнюдь не замрет: на осень уже объявлено
несколько примечательных выступлений как из разряда "любимое ретро"
(группа Roxette, 10 сентября, Ледовый дворец на Ходынке), так и в
формате "культовый артист впервые в России" (Тори Амос, 3 сентября,
"Крокус сити холл"). И как бы ни объясняли для себя очередную волну
востребованных гастролеров местные промоутеры, а гастролеры — появление
российских площадок в своем расписании, наши зрители, очевидно, говорят
себе примерно следующее: раз любимый музыкант сам едет в мой город,
глупо отказываться от покупки билета на его концерт.
ВЛАДИМИР БОРОВОЙ
|