Наш Карачев - Информационный портал города и области

Категории раздела

Вход на сайт

Статистика



Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Карачев - Библиотека, Заря, статьи, обзоры.

Главная » Статьи » Карачевцы » Современники

Чмыхов Михаил Васильевич - военный летчик
Я знаю что Вы - бывший военный лётчик, 21 год отслужили в рядах Вооружённых Сил СССР и Украины. Затем уже 17 лет работаете в банковской системе Украины. Просто интересно, как Вы дошли до такой жизни, столько пройдено, пережито… Мы знаем, что у Вас большие планы на будущее, куча вариантов и предложений по развитию Ирпеньского региона. Откуда и кто Вы?
.
Спасибо за конкретно поставленные вопросы. Не люблю длинных и пространных преамбул, жить надо открыто, без компромиссов, и серьёзно заботиться о спасении Души.
Родился я в городе Карачеве, Брянской области, в России. В 1975 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В. П. Чкалова. Проходил воинскую службу в Московском военном округе, Приволжском, Среднеазиатском, выполнял интернациональный долг (в течение трёх лет) в Народной Республике Мозамбик, принимал участие в боевых действиях. За выполнение боевых заданий Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом «Красная звезда». С 1982 по 1992 год проходил службу в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Ленинского комсомола, в полку, который был расположен в г. Конотопе Сумской области. Очень люблю этот город. Географически он расположен на севере Украины, более ста тысяч населения. Мощный транспортный узел, большой промышленный Центр. Активный жизненный потенциал населения и, самое главное - там осталось много настоящих друзей, с которыми пройдено и совместно преодолено немало сложных жизненных ситуаций.
.
Однако вы уже более восьми лет живёте в нашем регионе и занимаете активную жизненную позицию, не остаётесь в стороне от насущных проблем. Что вас привело в наши края, можете проанализировать обстоятельства, как так случилось? Ведь просто так ничего не бывает?
.
Вопрос конечно философский, но совершенно справедливый. Да, мне пришлось по долгу службы бывать в разных городах и странах: Европы, Азии и Африки.
Все направления, как вы знаете, раньше шли через Москву. Но, меня всегда тянуло в Киев. Потому, в 1982 году, прибыв из спецкомандировки, я попросил командование Генерального штаба направить меня в Киевский Военный округ. Если проанализировать мою родословную, то меня с Киевом связывает многое. Старший брат моего отца погиб, защищая Киев в Великую Отечественную войну. Как мне рассказывала моя бабушка, у неё после замужества дважды подряд рождались мёртвые дети. Она в 1921 году, пешком из Брянска ходила в Киев, в Киево-Печерскую Лавру, и трое суток молилась. В 1922 году родилась моя мать. Так что, духовная связь очевидна. Около 20 лет мать прожила в Луганской области в г. Константиновка, работала на стекольном заводе. Два её брата - шахтёры. Всю жизнь до самой смерти прожили в Донбассе, г. Красный Луч, п. Победа, шахта № 160. По своему убеждению я считаю, что Киев есть духовный центр славянства, Киев - отец и мать городов русских. По образному выражению Валерии Новодворской: «...Мы ушли из Киева завоёвывать другие Земли, и забыли вернуться обратно...». Лучше, по-моему, не скажешь, ведь так оно было, и есть на самом деле. Готов дискутировать на эту тему с любыми оппонентами.
.
Михаил Васильевич, в канун праздника Международного дня авиации и космонавтики давайте обратимся к авиационной тематике.
Свой долг военного лётчика за время службы в рядах Вооружённых Сил Вы выполнили до конца. Кто-то стал лётчиком-испытателем, кто-то принимал участие в боевых действиях, другой посвятил свою жизнь инструкторской работе, подготовил и воспитал новое поколение авиаторов. Вам пришлось в жизни пройти все эти этапы. Какие из фактов Вашей биографии Вы можете сейчас раскрыть нашим читателям?
.
Всем известна лучшая пилотажная группа России «Стрижи» (шестёрка МиГ-29). Нет в мире более подготовленной и совершенной с точки зрения техники пилотирования пилотажной группы. С гордостью могу сказать: четверо из этой группы во главе с командиром - выпускники Черниговского училища лётчиков, и трое из них были курсантами эскадрильи, в которой я служил, были нашими воспитанниками. Мы регулярно встречаемся, поддерживаем добрые отношения, поздравляем друг друга с праздниками.

Более того, сегодня уже могу рассказать об эксперименте Московского института авиационной и космической медицины, который в течение четырёх лет проводился на базе нашей авиационной эскадрильи. Эксперимент заключался в кардинально новых методиках подготовки курсантов. За четыре года обучения наши выпускники соответствовали уровню подготовки боевых лётчиков 2-го класса. Атаки наземных целей со сложных видов маневра, групповой воздушный бой в составе авиационного звена, полёты ночью, взлёт и посадка в составе пары, участие в двух лётно-тактических учениях с посадкой на запасном аэродроме. Естественно, что всему этому предшествовала индивидуальная подготовка в отработке высшего пилотажа. Энтузиастом и вдохновителем всего этого процесса был полковник Соболев Владимир Ильич, в то время 1-й заместитель начальника Черниговского ВВАУЛ. После официально опубликованного доклада о результатах эксперимента многие страны мира дали заявку на обучение своих лётчиков по этой программе. Однако бюрократическая машина государства в период развала СССР похоронила все эти прогрессивные методики.
.
Михаил Васильевич, коротко о периоде выполнения интернационального долга в Народной республике Мозамбик. Там Вы принимали участие в боевых действиях, и нам известно, что командование и руководство этого государства Вас знали лично, и очень хорошо к Вам относились.
.
Да это правда. Началом этому послужило лётное происшествие, участником которого я был.
Это был 1979 год. Вместе с Главным Советником по авиации нас было пять советских лётчиков на всю их страну. Наши истребители были доставлены в Африку в контейнерах транспортным кораблём (естественно - в разобранном виде). Сборщики их собирали, ну а мы, лётчики, проводили, так сказать, «заводские» испытания. После сборки самолётов облётывали их согласно установленной программе, испытывая на предельных режимах, и после этого давали допуск к эксплуатации.
В одном из тренировочных полётов с мозамбикским лётчиком после взлёта и набора высоты отказал двигатель. По инструкции нужно катапультироваться. Но внизу был город, большой морской порт, жертв было бы много. Да и набранная высота была на пределе... Дело в том, что на спасательные парашюты не были установлены страхующие приборы, предусмотренные инструкцией (вместо них наши тыловики поставили машины для уборки снега...), и после катапультирования парашют нужно было раскрывать вручную. Я, как инструктор парашютно-десантной подготовки, имея 235 прыжков с парашютом, скорее всего, справился бы, а вот мозамбикский лётчик точно бы погиб. Потому я принял решение отвести самолёт от города и посадить его в джунглях.
Доложил руководителю полётов о своём решении, установил необходимый режим полёта, при этом не прекращая попыток запуска двигателя. Помню, как перед посадкой на выбранную площадку начал цеплять верхушки пальм, и дальше - провал...
Через пять дней очнулся в госпитале, находящемся за двести миль от аэродрома. Голова в бинтах, пошевелиться не могу, всё болит. Рядом - мой член экипажа, живой и здоровый. Отделался лишь большой царапиной на ноге. Он сразу заявил, что сам самолёт не сажал, и вообще не понял, что произошло, потому все вопросы - только ко мне. Поведал мне, что кожа с моей головы была полностью содрана, был виден череп белого цвета, что он позвал на помощь местное население и остановил машину, в которой нас обоих и доставили в госпиталь.
В общем, полтора месяца я пролежал в госпитале, ещё два месяца был руководителем полётов на земле, ну а потом опять начал летать. Сыграл в мою пользу механизм советской бюрократии: в Москву официально поступил доклад: «... авария была, лётчик жив и здоров, а самолёт восстановлению не подлежит». Далее руководство интересовали лишь вопросы, касающиеся политической и экономической сторон…
.
Михаил Васильевич, я знаю, что вы пишете стихи. Вот после всей этой бурной авиационной жизни, как Вам сегодня видится прожитое тогда, есть ли какие-то ассоциации, воспоминания, и вообще?
.
Серые обветренные лица.
Медный керосиновый загар.
Голоса друзей, и небо снится,
Жизнь, что авиации отдал.
.
До рассвета день ко мне приходит,
Клеточками график на стене.
В бесконечность наша жизнь уходит
Белым следом, где-то в синеве…
.
Ваша авиационная деятельность завершилась ещё в 1992 году. С этого же года Вы активно включились в банковскую сферу. Расскажите, как состоялось такое кардинальное перевоплощение?
.
Ничего удивительного. Вы прекрасно помните конец 80-х годов. Как тогда шутили: перестройка - перестрелка - перекличка. Вот тогда я и решил глубоко не ввязываться в перестрелку, а быть готовым к перекличке. С в 1987 поступил, а в 1990 году окончил Киевскую Высшую партийную школу по курсу политологии. После развала СССР в 1992 году, предварительно проанализировав политическую и экономическую ситуацию и разобравшись, «что и почём», написал рапорт на увольнение из рядов Вооружённых сил, и поступил в Национальную Академию Управления (которую закончил в 1995 году) на факультет финансовый менеджмент, специализация финансы и кредит. Открыл филиал АО «Градобанк», став его директором. Активно занимался общественной работой, был депутатом Конотопского городского Совета, возглавлял постоянную комиссию по гласности и средствам массовой информации. Семь лет был директором балансового филила банка. Затем в 1999 году мне предложили перейти на работу в г. Киев, в АБ «Банк регионального развития», где я был членом Правления банка. Основное направление деятельности - координация и развитие банковской сети.
С 2002 по 2005 год был помощником народного депутата Украины. Работал в комитете ВР Украины по вопросам финансов и банковской деятельности.
.
Стоп! Интересно, как Вы, имея образование политолога, финансиста, к тому же имея опыт работы в ВР, оцениваете деятельность нашего Парламента?
.
Сегодня дни проносятся годами.
Всё под сомненьем - истина и ложь.
А депутаты, выбранные нами,
Не оправдали веры ни на грош.
.
На сессиях дебош и оскорбленья.
Расцвёл в дебатах хамства плюрализм.
Амбиции играют - без сомненья!
Нет совести. Спектакли и цинизм.
.
Двадцатый век в историю уходит
В потоках крови, героина и вранья.
По терниям судьба нас грубо водит,
Чтоб осознали сущность бытия...
.
Прямо скажем - резковато. Ну а как Вы оцениваете с высоты прошедших лет жизнь при СССР и сейчас?
.
Тогда и сейчас - это две абсолютно разные системы. Они никогда не будут похожи в силу разной политической и экономической организации. Тогда у нас было развито чувство коллективизма, взаимовыручки. Авторитет наших партийных «богов» был непоколебим. Тот, кто попадал в номенклатурную обойму, оставался в ней пожизненно. В один прекрасный момент Генсека снимали, обвиняли во всех смертных грехах, и выбирали нового (вроде как). И... всё на ближайшие десяток лет повторялось заново. Всё планировал Госплан, и план был законом.
Что творится сейчас - вы прекрасно видите. Комментировать не буду, так как у каждого свое мнение, во многом сформированное от степени его зависимости от системы. Могу только сказать: от СССР мы должны взять лучшее. По моему мнению - это и чувство коллективизма, и забота о ближнем, и сострадание к ближнему. Ну а с экономической точки зрения - плановое ведение хозяйства, национализация природных ресурсов, национализация банков, обслуживающих государственный сектор экономики, связь, транспорт, и все энергетические предприятия.
С другой стороны, я ничуть не завидую нашим дорогим олигархам, поскольку они взяли в свои руки предприятия не в лучшем состоянии, и приложили неимоверные усилия для их возрождения. Они ежедневно ощущают политическое давление от партий - Дай!, от налоговой администрации, проблемы собственного персонала, рейдерские атаки. А ещё нужны средства для развития производства, внедрения новых технологий.
Скажу Вам честно: иногда охватывает щемящая ностальгия по советским временам, где простому работяге жилось спокойнее. Он знал, что зарплата обязательно будет, была уверенность в завтрашнем дне, и можно всегда с любой проблемой обратиться в партком. Без всяких таможенных сложностей поехать в любую точку страны, и везде тебя примут, ведь ты - гражданин СССР!
.
Развалена Великая Держава
("империя" кому-то зла).
Охаяна былая слава,
И на душе осталась мгла.
.
Ну что с тобой мы получили,
Татарин, русский и еврей?
Без нас, что было - растащили.
И куча маленьких царей.
.
Не станем мы друг с другом драться!
Мне всё равно - кто пан, кто сэр.
Мне надоело по миру скитаться.
Хочу домой, в СССР!
.
Михаил Васильевич, а как Вы оказались в данный момент в «Кредобанке»?
.
Здесь нет никаких случайностей, есть строгий экономический и политический расчёт. Во-первых, «Кредобанк» - на 98% собственность Польского банка РКО ВР SА, крупнейшего банка Республики Польша. Собственником РКО ВР SА на 52% является Государственное казначейство Республики Польша. В феврале 2009 года польский инвестор внёс в уставный фонд «Кредобанка» 1 млрд. грн., увеличив уставный фонд «Кредобанка» до 1,5 млрд. грн. Вы видите, что наше отделение в Ирпене, несмотря на кризис, работает без перебоев. Платежи уходят мгновенно, депозиты возвращаем по окончании срока по первому требованию и без задержек. К тому же у польского инвестора имеются серьёзные намерения на развитие бизнеса в Украине. Естественно для этого нужен свой надёжный банк. Именно таким банком и определён «Кредобанк». Уже принята программа развития польского бизнеса в Украине на четыре года. За это время существующие на сегодняшний день показатели должны увеличиться в пять раз.
Вы знаете, это уже четвёртый банк в Украине, в котором мне пришлось работать с 1992 года. Банк, где владельцы исключительно частные лица, ненадёжен по своей сути. У него очень много врагов: экономические кризисы; рейдерские атаки; внутренние разборки между учредителями. Поверьте, мне всё это пришлось ощутить на собственной, как говорится шкуре. Именно по данным соображениям я пришёл работать в «Кредобанк». Банк Республики Польша - Банк надёжный и авторитетный. И ещё что для меня важно - филиал Банка расположен в Ирпене. Если здесь есть «Кредобанк», значит будут и польские инвестиции в наш город.
.
Как бы подводя итог нашей откровенной и содержательной беседы, хочу спросить вот о чём.
За плечами у Вас целая жизнь, и уже можно с уверенностью давать наставления молодым, писать мемуары, сажать огород, разводить домашних животных и т. д. Вы к этому готовы?
.
Скажу сразу: пенсионера из меня никогда не получится. Томит постоянная жажда к познанию, к развитию, люблю начинать что-то новое. Вижу смысл жизни в движении, в развитии, в самосовершенствовании. Душу постоянно нужно держать на высоком энергетическом уровне.
.
Грешить и каяться, упасть
  и подниматься.
Опять сначала начинать.
Уйти, и снова возвращаться,
Друзей в далёко провожать.
.
Во всём начало и конец.
И в этом круге - бесконечность.
Мы понемногу постигаем вечность,
И над челом горит венец.
.
Беседу провёл Владимир Еннанов
 


Категория: Современники | Добавил: Витек (16.06.2009)
Просмотров: 3391 | Теги: интернациональный долг Чмыхов Мозам, Чмыхов Михаил Васильевич - военный
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.