Главная » Статьи » "ЗАРЯ"2009 » "Заря"Подшивка |
С каждым днем фронт приближался. Волнение и тревога взрослых передавались и детям. В районе началась всеобщая мобилизация. Ушел на фронт и глава семьи Лицмановых (да так и не вернулся в родные края, пал смертью храбрых). А вскоре, уже стали хорошо видны сполохи пожарищ и грохот далекой канонады. И вот темной и ненастной октябрьской ночью немцы во рвались на мотоциклах в Юрасо во. Вскоре начались обыски и аресты. Семен сам видел, как арестовали его соседа председателя колхоза Ивана Михайловича Иванушкина и под конвоем увезли в город. А через несколько дней тот вдруг снова появился в родном доме. Оказывается, его содержали вместе с военнопленными в Никольской церкви. И однажды, когда охрана замешкалась, ему удалось бежать. Некоторое время Иван Михайлович жил в сарае в глубокой яме и лишь иногда по ночам выходил. Об этом знали не-многие, но все молчали и не выдали председателя фашистам. А Семен еще носил Ивану Михайловичу листовки, которые сбрасывали советские самолеты. Задолго до освобождения немцы стали угонять людей в Германию, обещая земной рай. А в начале августа 1943 года они совсем озверели: под дулами автоматов выгоняли целые семьи, грузили на подводы и в сопровождении собак вывозили в неизвестном направлении. Юрасовцы, а это в основном были женщины, старики и дети, стали прятаться по логам и подвалам. Семье Лицмановых можно сказать повезло, их отбили передовые части Красной Армии в районе Сталинского рва (это противотанковое укрепление было выкопано еще летом 1941 года и тянулось от д.Зеленино почти до Брянска). Спустя время и Семена привив в Пермскую область на краткосрочные курсы младшего командного состава, но курсанты рвались на фронт. Однако молодых бойцов задержали, и они несколько месяцев охраняли гр ажданские эшелоны, ловили грабителей поездов и мародеров, снимали с крыш беспризорников... - Бронепоезд это две или несколько железнодорожных платформ, укрепленных бронированными листами, - рассказывает Семен Михайлович. - На них жестко закреплены несколько зенитных орудий. Вот такой состав и курси-ровал по заданной дистанции. И знаете, ведь ни сойти с пути, ни уклониться нельзя. Еще с собой возили всегда запасные рельсы. Часто приходилось останавливать бронепоезд и самим восстанавли-вать разрушенный немцами железнодорожный путь. Стреляли из зениток и по самолетам, и по наземным целям. Каждый рейд тщательно планировался и выверялся. Командиром бронепоезда был у нас смелый и грамотный лейтенант Мальцев, а командовал зенитчиками Бартельц, латыш по национальности. Но в то время национальность мало значила, все мы - русские, украинцы, эстонцы, казахи боролись против смертельно опасного врага. Каждый рейд был как последний, ведь никогда не знаешь, где тебя смерть подстерегает. Однажды наш бронепоезд попал действительно в смертельную мясорубку. До сих пор удивляюсь, как мы тогда выбрались и остались живыми... В тот в рейд команда бронепоезда отправилась, как обычно, на рассвете. Проехав несколько кило-метров по тылу противника, удачно ликвидировала несколько наземных объектов врага и готовилась к возвращению на базу. Как вдруг в небе показались несколько фашистских штурмовиков. При-шлось очень быстро готовить зенитные орудия для воздушных целей. Сверху посыпались десятки бомб и снарядов. Были повреждены железнодорожные пути, и бригада ремонтников под жутким обстрелом стала восстанавливать их. Но все-таки бронепоезд выполнил поставленную задачу и сумел вернуться... Сегодня, спустя столько лет после Победы, Семен Михайлович с недоумением и возмущением говорит о попытках реабилитации в странах Балтии нацизма и нацистских преступников. Г.ДЕМЬЯНОВА. На снимках: улыбка всегда помогала и помогает в жизни | |
Категория: "Заря"Подшивка | Добавил: Витек (07.05.2009) | |
Просмотров: 1810 |
Всего комментариев: 0 | |